10 апреля, в четверг, с 17:30 до 19:00, Москва, Новопушкинский Сквер
Антивоенный пикет скорби и памяти, посвященный трагедии в чеченском селе Самашки 7-8 апреля 1995 года.
Участники пикета почтят память погибших в результате массовых убийств в Самашках 13 лет назад. Жертвами обстрела и «зачистки» села стали более сотни людей, женщины и старики, русские и чеченцы, мирные граждане страны.
За это воинское преступление к ответственности не был привлечен никто.
Организаторы пикета убеждены: безнаказанные военные преступления порождают теракты и новые преступления, новый виток эскалации насилия, продолжение войны, напряженную ситуацию на всём Северном Кавказе.
Мы выступает за поиск политических решений конфликтов, привлечение к ответственности виновных в воинских преступлениях, строгое и неукоснительное соблюдение прав человека, против сокрытия информации о происходящем в Чечне и на Северном Кавказе.
В пикете будут раздаваться информационные материалы о массовых убийствах в Самашках, последние сводки о боях и потерях на Северном Кавказе, антивоенная атрибутика.
Акция санкционирована.
Организаторы пикета: Антивоенный Клуб, Комитет антивоенных действий, редакция веб-сайта VoineNet.Ru
Принесите цветы, зажгите свечи.
_____________________________________________________________
7-8 апреля - годовщина массового убийства мирного населения в чеченском селе Самашки
Ниже приведены выводы независимого расследования массовых убийств в чеченском селе Самашки, совершенных российскими военнослужащими 7-8 апреля 1995-го года.
С полным текстом доклада "Всеми имеющимися средствами" можно ознакомиться на сайте общества "Мемориал".
Во время проведения сводным отрядом военнослужащих внутренних войск МВД РФ и сотрудников ОМОН и СОБР МВД РФ операции по занятию села Самашки, в селе вечером 7 апреля и в ночь с 7 на 8 апреля произошли вооруженные столкновения. Сопротивление подразделениям МВД оказали небольшие группы бойцов отряда самообороны. Потери, по-видимому, понесли обе стороны.
Вооруженное сопротивление в Самашках, вопреки утверждению ряда военных источников, не носило организованного характера.
В районе вокзала уже 7 апреля, а затем 8 апреля на всей территории села военнослужащие ВВ МВД и сотрудники милиции начали проводить операцию по «зачистке» села, т.е. сплошную проверку улиц дом за домом с целью выявления и обезвреживания или задержания скрывающихся боевиков, а также изъятия спрятанного оружия.
«Зачистка» Самашек сопровождалась убийствами мирного населения, издевательствами над задержанными и поджогами домов. Именно в ходе «зачистки» погибло больше всего жителей села и было разрушено большинство домов.
Необходимо дальнейшее расследование, чтобы установить, были ли эти преступления следствием соответствующей установки со стороны командования или же это результат недисциплинированности и месть за оказанное сопротивление.
В результате проведения операции в Самашках 7-8 апреля среди жителей села было большое количество убитых. На момент написания доклада его авторам было достоверно известно о гибели 103 жителей села, однако, по-видимому, этот список неполон. Подавляющее большинство погибших, числившихся в этом списке, не принимали участия в вооруженных столкновениях, а были мирными жителями села.
Именно мирные жители села были объектом нападения в ходе «зачистки» со стороны военнослужащих ВВ и сотрудников МВД РФ.
Причины гибели мирных жителей: артиллерийский или минометный обстрел села; обстрел улиц из бронетранспортеров; обстрел снайперами улиц и дворов; расстрелы в домах и во дворах; взрывы гранат, брошенных в подвалы, дворы и помещения с людьми; поджоги домов; убийства в ходе конвоирования задержанных для «фильтрации».
В результате операции 7-8 апреля в селе Самашки среди жителей села имелись раненые. Однако вследствие блокады села, осуществлявшейся подразделениями МВД, они не могли получить вовремя квалифицированную медицинскую помощь.
Вплоть до 10 апреля из села не разрешали вывозить раненых, а в село не допускались врачи и представители МККК.
Многие раненые умерли; есть основания полагать, что при оказании своевременной квалифицированной медицинской помощи часть из них могла быть спасена.
В селе имеются многочисленные разрушения жилых и общественных зданий. Часть этих разрушений была результатом артиллерийского и минометного обстрела села и нанесения ударов с воздуха, а также произошедших в селе вооруженных столкновений. Однако большая часть домов была разрушена в результате преднамеренных поджогов, производимых военнослужащими ВВ и сотрудниками МВД РФ.
В селе осуществлялось неизбирательное задержание мужского населения. Задержанные доставлялись в фильтрационный пункт в г.Моздок, либо в пункт временного содержания у ст.Ассиновская. В ходе этапирования и «сортировки» задержанных они подвергались избиениям и издевательствам. Есть свидетельства расстрелов при этапировании.
В фильтрационном пункте в Моздоке и пункте временного содержания у ст.Ассиновская многие задержанные были подвергнуты пыткам.
По отношению к подавляющему большинству задержанных жителей Самашек у представителей федеральных властей РФ не было и нет никаких оснований причислять их к членам вооруженных формирований, вследствие чего они были освобождены после нескольких дней необоснованного задержания.
Есть серьезные основания полагать, что в Самашках представителями федеральных сил совершались многочисленные грабежи имущества жителей села.
Высшие должностные лица МВД, Центр общественных связей МВД, другие высокопоставленные должностные лица РФ многократно злонамеренно распространяли ложную информацию о событиях в селе Самашки. К этой компании подключилась также часть депутатов Государственной Думы.
Таким образом, налицо грубейшие нарушения норм международного права и законов Российской Федерации со стороны военнослужащих ВВ МВД, сотрудников МВД и их руководства.
Действия федеральных сил противоречат ст.3 всех Женевских Конвенций от 12 августа 1949 г., ст.ст.4 (п.1 и 2), 5 (п.1-3), 7 (п.1), 8 и 13 (п.1 и 2) II Дополнительного Протокола к Женевским Конвенциям от 8 июня 1977 г., ст.ст. 6 (п.1), 7, 9 (п.1) и 10 (п.1) Международного Пакта о гражданских и политических правах.
По мнению авторов доклада, действия, совершенные федеральными силами в отношении жителей Самашек, «не принимавших непосредственного участия или прекративших принимать участие в военных действиях», должны рассматриваться как открытое и массовое посягательство «на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние лиц», как применение запрещенных «в любое время и любом месте» пыток и нанесений увечий и как коллективное наказание.1
Следует подчеркнуть, что статья 13 II Дополнительного Протокола к Женевским Конвенциям от 8 июня 1977 г. запрещает также использовать акты насилия или угрозы насилием, имеющие целью терроризировать гражданское население.
Совершенные в селе Самашки деяния, с точки зрения авторов доклада, должны быть квалифицированы как преступления, предусмотренные ст.102 п."з" Уголовного Кодекса РФ (умышленнное убийство при отягчающих обстоятельствах двух и более лиц), ст.149 ч.2 Уголовного Кодекса РФ (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее значительный ущерб и совершенное путем поджога или иным общеопасным способом), ст.171 ч.2 Уголовного Кодекса РФ (превышение власти или служебных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями), а также, возможно, ст.145 ч.3 Уголовного Кодекса РФ (грабеж с проникновением в жилище).
Ответственность за содеяное должны нести не только непосредственные участники операции в селе Самашки, но и лица, отдававшие приказы, и руководители (в том числе высшие должностные лица РФ), по чьей вине такое стало возможным.
...Антивоенный Клуб и редакция сайта Войне.Нет в 2006-м году, через 13 лет после трагедии утверждают: ответственности за содеянное в Самашках не понес никто.