Два года без Натальи
- Алло? Наталья? Это Дмитрий Флорин беспокоит, что у вас происходит?
- Мы тут захлебываемся, просто вал преступлений идет какой-то...
Это были первые слова последнего интервью с Натальей Эстемировой. 14 июля 2009 года.
Эстемирову похитили на следующий день, 15 июля 2009 года возле её дома в Грозном около 08:30. Её коллеги по правозащитной деятельности подняли тревогу, когда она не пришла на заранее оговорённую встречу, приехали к дому, нашли и опросили свидетелей. По данным коллег погибшей <<Два свидетеля видели с балкона, как на улице Богдана Хмельницкого в Грозном, где проживает Наташа, её затолкнули в белый автомобиль марки ВАЗ, она успела крикнуть, что её похищают>>.
"Как сообщил пресс-секретарь следственного комитета прокуратуры России Владимир Маркин, тело женщины с пулевыми ранениями в голову и грудь было обнаружено в 16:30 (по данным МВД Ингушетии -- в 17:20) по времени Москвы в лесополосе в 100 метрах от федеральной автодороги <<Кавказ>> вблизи села Гази-Юрт Назрановского района Ингушетии. В её сумке находились паспорт, удостоверение члена экспертного совета аппарата уполномоченного по правам человека РФ по Чеченской республике и мандат общественного наблюдателя комиссии по общественному контролю в местах принудительного содержания на имя Натальи Эстемировой"...
Президент Медведев взял дело под личный контроль. Убийцы не найдены.
...
Я звонил Наталье каждый день. Ее номер мобильного телефона был написан у меня на маркерной бумаге и висел пришлпиленным на стене в области головы слева. Это был единственный телефонный номер, записанный не в куче бумаг, в которых черт рога потеряет, а персонально и отдельно висевший на стене.
Я звонил по нему каждый день. И каждый день Наталья, как сводки с передовой, давала информацию о похищениях, убийствах, обстрелах и прочем, происходящему в Чечне. Ее информация казалась какой-то "альтернативной реальностью" - все российские СМИ поют о мирной и процветающей Чечне, а Чечня захлебывается в крови и корчится в муках боли как похищенных и пытаемых, так и их родственников, сходящихся с ума от неизвестности и равнодушия госорганов.
Каждый раз я думал - либо Наталья живет в танке, либо у нее какая-то суперохрана, ведь она от своего имени озвучивала то, что остальные боялись говорить, даже родственники пострадавших.
Она брала всю ответственность на себя и озвучивала эти ужасные факты жизни в современной Чечне от своего имени со слов пострадавших. Она замкнула все на себя. Она была единственным звеном, звеном передающим правду в еще недобитые информационные каналы, такие как сайт "Кавказский узел" и сайт Мемориала.
Но мы как всегда, как и в случае с Анной Политковской, думали – не посмеют. Она же всемирно известная, ее же везде знают, да если с ее головы хоть волос упадет!
Мы наивные. Или слишком порядочные, чтобы слишком хорошо думать об убийцах.
Эстемирова спасала людей, она многих спасла, за что же вы, суки, спасителя то...
Материал, который планируется к выходу на Интеркавказ, расскажет о последнем интервью Натальи, условиях, в которых оно было сделано, о чем и как говорили.
Планируется публикация аудиоверсии интервью, а также фрагмента голландского документального фильма режиссера Йелле Брандта "Новая цензура в России", в котором был эпизод о последнем интервью Эстемировой.
Согласие голландской стороны получено. В России этот фильм не выходил.
Эксклюзив Интеркавказ.
Мы готовимся к новой скорбной дате. 2 года по Наталье. Я помню ее голос до сих пор. И в чем то считаю себя виноватым. Я же публиковал материалы под ее фамилией, а это было опасно для нее. Может быть, надо было что-то как-то делать иначе. Чтобы было безопасней для Натальи.
Я буду винить себя за это всю жизнь. Надо было что то сделать по другому.
Натальи нет. Но остались многие люди, благодарные ей жизнью, своей и жизнью своих родственников.
Убийцам воздастся. А имя Натальи будут помнить вечно. Прости нас...
(материал планируется к выходу на Интеркавказ в ближайшее время).
Дмитрий Флорин
Интеркавказ