Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вчера вновь покарал российские власти за преступления,
совершенные против мирных граждан в Чечне, присудив 85 тыс. евро в качестве
компенсации морального вреда дочери чеченской правозащитницы Зуры Битиевой. Ее мать, как утверждает заявительница, была убита сотрудниками правоохранительных органов Чечни за то, что активно выступала против войны. Ей пришлось испытать на себе пытки и бесчеловечное обращение в тюрьме Чернокозово, которая уже не раз упоминалась в связи с массовыми нарушениями прав граждан.
Зуре Битиевой в этом году исполнилось бы 59 лет. В мае 2003 года она вместе с еще тремя членами ее семьи была убита в собственном доме в станице Калиновская Наурского района Чечни. С жалобой в ЕСПЧ обратилась потом ее дочь. Некоторое время назад она получила политубежище в Германии и, вероятно, по этой причине свое имя просила не раскрывать и в материалах суда она значится как «миссис Икс».
Зура Битиева жила в Калиновской вместе с мужем Рамзаном Идуевым и детьми -- сыном Идрисом и дочерью, чье имя теперь сокрыто. Она вела активную политическую деятельность и постоянно участвовала в антивоенных митингах, в 1994--1996 годах работала в Комитете солдатских матерей. 24 января 2000 года в дом Битиевой пришли военные, чтобы провести проверку документов. Женщина и ее сын Идрис объяснили, что паспортов у них нет, поскольку они отдали их, чтобы обменять на новые. Эти объяснения солдат удовлетворили, и они ушли.
Но на следующий день в 6 утра около 20 человек в камуфляже, некоторые из которых были в масках, окружили дом. Потом они, перепрыгнув через забор, ворвались во внутренний двор и стали стучать в дверь прикладами. Глава семьи Рамзан открыл дверь и спросил у пришедших, что им надо. Четверо из визитеров -- те, что приходили накануне, -- объявили, что проводят проверку паспортов. Они ворвались в дом и приказали Битиевой следовать за ними в местное отделение милиции, чтобы выяснить обстоятельства, связанные с оформлением ее паспорта. Тот же приказ адресовали и Идрису. Мать и сына посадили в милицейский «уазик» и отвезли во временное ОВД Наурского района. Там они просидели два часа, а потом их перевезли в СИЗО Чернокозово, где поместили в разные камеры.
В тюрьме Зуре и Идрису пришлось провести 24 дня. Женщина потом рассказывала, что сначала военные заставили ее смотреть, как они издеваются над другими заключенными. По коридору около 60 мужчин заставляли бегать туда-сюда обнаженными, свою одежду они держали в руках, а солдаты в это время избивали их. Потом Битиеву заставили до вечера стоять лицом к стене с поднятыми руками. При этом коридор не отапливался, окна были побиты, и было очень холодно. Женщине не разрешали ни сесть, ни лечь, а вечером отвели в камеру. Она была маленькой и грязной, там стояли четыре железные койки и туалет. В разное время в этой камере содержались от трех до десяти женщин. Раз в день заключенным выдавали литр воды на камеру и грязную миску с едой, которую приходилось делить на троих.
Битиева жаловалась, что все время, пока она была в заключении, ее постоянно унижали. Тюремщики ей говорили, что она не уйдет оттуда живой -- покончит с собой или сойдет с ума. Правозащитницу часто толкали и били прикладами автоматов. А однажды -- это было 3 февраля -- солдаты распылили по камерам какой-то газ, от которого заключенные начали кашлять и задыхаться. Это при том, что в тюрьме было много больных людей и даже дети. Битиевой постоянно пришлось наблюдать, как избивают и мучают других арестантов. А иногда ей приходилось слушать и крики ее собственного сына, которого били прямо перед дверью ее камеры.
Четыре раза Битиеву вызывали на допросы. Дознаватель не называл своего имени и звания и все время задавал вопросы общего характера -- имя, откуда родом, к какому клану принадлежит, мусульманка ли, молится ли. Ее также спрашивали про «Марш мира» на Москву, в котором Битиева принимала участие, хотели знать, кем он финансировался.
Арестантка остро нуждалась в медпомощи, так как страдала от холецистита и сердечной недостаточности, но в этом ей было отказано. Состояние ее ухудшалось. Однажды она упала в обморок в коридоре, но тюремщики позволили другим заключенным отнести женщину в камере лишь спустя полчаса. Дочь Битиевой рассказывала, что она часто приносила в тюрьму лекарства и еду, но к ее матери и брату попадало не все -- большую часть забирали солдаты. Все, что рассказывали Битиева и ее дочь об условиях содержания в Чернокозово, о регулярных избиениях и издевательствах, о проблемах со здоровьем, позже подтвердила еще одна женщина (она также не стала раскрывать своего имени), которая сама была арестована примерно в тот же период в январе-феврале 2000 года. Обо всем этом сама Битиева успела написать множество статей в прессе и отчетов для правозащитных организаций.
Правительство России подтвердило ЕСПЧ, что Зура Битиева и Идрис Идуев были помещены в приемник-распределитель Чернокозово на основании указа президента 1993 года «О мерах по предотвращению бродяжничества и попрошайничества» (этот документ утратил силу в 2004 году). По данным властей, оба были выпущены на свободу 17 февраля, когда была проведена идентификация их личностей. Как отметил ЕСПЧ, никаких данных о законности ареста суду так и не было предоставлено.
Битиева не помнила, какое было число, когда из Чернокозово ее отправили в больницу Наурского района. Ее дочь показала, что мать была в беспамятстве, и доктора настояли на ее госпитализации. Сотрудники СИЗО при этом отпустили свою «подопечную» неохотно, лишь после того, как на этом настоял тюремный врач. Но и в больнице с Битиевой не спускали глаз, несколько недель у ее койки дежурил конвой. Через три дня после госпитализации они даже попытались забрать ее обратно в Чернокозово, но врачи не позволили.
В начале марта дочь Битиевой получила от начальника Наурского ВОВД бумагу, в которой значилось, что в действиях женщины не было найдено ничего криминального. Месяц Битиева провела в больнице, а потом еще месяц -- дома в постели, поскольку оставалась еще очень слабой. Идриса выпустили спустя десять дней после освобождения матери, ему также не было предъявлено никаких обвинений. В своем меморандуме в ЕСПЧ представители российских властей отмечали, что ни один из заявителей не обращался с жалобами на жестокое обращение в Чернокозово в прокуратуру.
Через три года в дом Битиевой опять пришла беда. Случилось это ночью 21 мая 2003 года, когда вся семья -- сама Битиева, ее муж, сын и брат Абубакар Битиев спокойно спали у себя дома. Только другой сын Битиевой (его имя также осталось инкогнито) ночевал у соседей, а его годовалый сынишка был в это время с бабушкой. В 3.30 одиннадцать вооруженных автоматами мужчин в камуфляже и в масках вошли в дом правозащитницы. Соседи слышали автоматную очередь и крики. Когда все стихло, люди вышли на улицу и увидели распахнутую дверь дома Битиевой. Ночевавшему по соседству сыну женщины открылась страшная картина: его мать, отец, дядя и брат лежали мертвые на полу со связанными руками и заклеенными ртами. Все они были расстреляны.
Расследование по факту ЧП так и не было проведено -- дело, как это уже не раз случалось, несколько раз то закрывали, то возобновляли, но виновных так и не нашли. Зато начали таскать на допросы дочь Битиевой, которая, будучи беременной и опасаясь за свою жизнь и жизнь своего двухлетнего сына, написала жалобу в ЕСПЧ. Суд немедленно направил российским властям петицию, в которой рекомендовал прекратить преследование женщины. Допросы прекратились, но она решила покинуть страну и уехала в Германию, запросив там политическое убежище.
Во вчерашнем решении судьи ЕСПЧ констатировали, что власти РФ нарушили запрет на применение пыток в отношении г-жи Битиевой и не провели по данному факту должного расследования. Незаконно арестовав женщину, они нарушили ее право на свободу и личную неприкосновенность. И убийство Битиевой и трех членов ее семьи было расценено как нарушение права на жизнь, сопряженное с опять же непроведением должного расследования. Бесчеловечное обращение и лишение права на эффективные средства правовой защиты были признаны и в отношении «миссис Икс».
Комментарии
когда же вас правозащитников чеченских вырежут полностью, сволочей, фашистов и убийц, обратите внимание - в статье говорится про чеченских ублюдков, а про то как пытают, калечат и убивают и выгоняют русских, в статье ни слова....