Текст: Алия Самигуллина Фото: ИТАР-ТАСС
На громком судебном процессе по «делу Ульмана» пропали сразу трое обвиняемых. На заседание в среду не явились сам Эдуард Ульман, Владимир Воеводин и Александр Калаганский. Адвокат подсудимых не может с ними связаться. Пропавших военных суд будет ждать до пятницы.
На заседание в четверг по «делу Ульмана» в Северо-Кавказский окружной суд не явились сразу трое обвиняемых: капитан Эдуард Ульман, прапорщик Владимир Воеводин и лейтенант Александр Калаганский.
Они являются основными фигурантами – доказано, что именно они расстреляли мирных чеченцев. Четвертый подсудимый – майор Алексей Перелевский – был куратором разведгруппы в штабе.
Куда исчезли военные, их адвокат Роман Кржечковский объяснить не смог. В суде до пятницы объявлен перерыв; если до того подсудимые не найдутся сами, суд будет рассматривать вопрос о розыске и помещении под стражу.
В процессе по этому делу идет заключительная стадия прений – в четверг должно было состояться выступление защиты. Ни Перелевский, ни адвокат не знали, куда делись остальные обвиняемые. «По моей информации, Ульман должен находиться в Москве, Воеводин в Новосибирске, Калаганский в Улан-Удэ. Где они находятся сейчас – мне неизвестно. Дозвониться я им не могу, так как телефоны отключены», – объяснялся перед судьями адвокат. Он признал, что последний раз общался со своими подопечными 4 апреля – то есть на последнем заседании, и с тех пор телефоны их были недоступны. Перелевский также не смог поделиться какой-нибудь ценной информацией с судом.
Сегодняшнее заседание должно было стать последним на этом, третьем по счету, процессе, оттого исчезновение подсудимых выглядит подозрительно.
После речи защитника суд собирался назначить дату вынесения приговора. С утра около суда собрались 50 казаков, чтобы поддержать обвиняемых. Казаки заявляли, что пришли к зданию суда также для того, чтобы обратить внимание общественности на проблемы кавказского региона. Однако выступление не пригодилось. В итоге сегодня судьи объявили перерыв до завтра с целью установления местонахождения троих обвиняемых. Возможно, в пятницу ситуация разрешится и процесс продолжится.
Любопытно, что обвиняемые пропали после того, как государственный обвинитель огласил сроки, к которым, по его мнению, надо приговорить военных. Прокурор ГВП Николай Титов потребовал приговорить Эдуарда Ульмана и Алексея Перелевского к 23 годам лишения свободы каждого с отбыванием наказания в колонии строгого режима, Владимира Воеводина – к 19 годам, а Александра Калаганского – к 18 годам лишения свободы. Кроме того, он настаивает на лишении всех подсудимых воинских званий и государственных наград.
Напомним, что, по данным следствия, в январе 2002 года разведгруппа спецназа в числе 12 человек под командованием Ульмана в районе населенного пункта Дай обстреляла автомобиль, водитель которого не отреагировал на приказ остановиться. Сидевший в машине директор школы был убит, двое пассажиров получили огнестрельные ранения. Как установило следствие, спецназовцы вывели оставшихся в живых пятерых чеченцев и запросили по рации вышестоящее командование о дальнейших действиях. Им было приказано уничтожить свидетелей расстрела автомобиля, после чего лейтенант Калаганский и прапорщик Воеводин приказ выполнили.
По версии следствия, Перелевский виновен в отдаче преступного приказа, Ульман выступил организатором убийства, а еще двое подсудимых – непосредственными его исполнителями. Титов уверен, что вина подсудимых полностью доказана. Военные, напротив, уверены в своей невиновности.
Как ранее писала «Газета.Ru», сейчас Северо-Кавказский военный окружной суд рассматривает «дело Ульмана» уже третий раз. Дважды с помощью присяжных выносился оправдательный приговор, но Военная коллегия Верховного суда оба решения отменила.
Первый раз коллегия присяжных оправдала подсудимых 29 апреля 2004 года. Через две недели, 11 мая, суд подтвердил оправдательный вердикт. В конце августа того же года Военная коллегия ВС отменила приговор, поскольку сочла, что коллегия присяжных была сформирована с нарушениями. Так, среди присяжных не было ни одного жителя Чечни, хотя преступление произошло именно в этой республике.
При повторном рассмотрении коллегию присяжных сформировали не только из жителей Ростова-на-Дону, но и представителей других регионов ЮФО. Все они 19 мая 2005 года также приняли оправдательный вердикт, и 25 мая СКОВС подтвердил его. Решение снова было обжаловано в ВС, и 30 августа приговор отменили по тем же основаниям, что и в прошлый раз.
Циркуляцию этого дела между Северо-Кавказским окружным судом и ВС прекратил Конституционный суд. Осенью 2005 года потерпевшая по этому делу Коки Тубурова и президент Чечни Аллу Алханов обратились с жалобой в Конституционный суд с требованием признать неконституционной отсрочку о введении суда присяжных на территории республике. А 6 апреля 2006 года КС определил, что, пока присяжные не появятся в Чечне, все преступления, совершенные на территории республики, могут рассматривать только профессиональные судьи.
Газета.Ру