Усам БАЙСАЕВ
Столица нашей республики действительно бедна памятниками. У гостей может даже сложиться впечатление, что у нас не было героев, которых стоило бы увековечить в камне или бронзе. Или еще хуже: мы настолько неблагодарны, что не умеем ценить тех, что возвысились когда-то талантом, умом или храбростью и, обессмертив свое имя, заставили говорить с уважением обо всех чеченцах.
Конечно, это не так. В нашей истории было великое множество людей, которыми можно и нужно искренне восхищаться. Шейх Мансур, Бейбулат, Ташо-хаджи, Таймасха, Байсангур, Талхиг, Алибек хаджи – это только полководцы. Да и то не все и даже не большая их часть.
А Вара, Зелимхан Харачойский или Хасуха Магомадов? Беспримерное мужество, что они проявили, защищая в одиночку честь и достоинство народа, как минимум, требует того, чтобы потомки их не забывали. Или выросший в чужом краю среди чужих людей, но всегда ощущавший внутреннюю связь с утерянной родиной (свои картины подписывал не иначе, как «художник из чеченцев») и умерший в тоске живописец Петр Захаров. Разве памятник ему не украсил бы нашу столицу?.. Я не говорю уже о Юсуфе хаджи, инженере-фортификаторе и государственном деятеле, построившем почти все укрепления, крепости и заводы в имамате Шамиля, реформировавшем систему управления и финансы, что позволило горцам еще очень долго противостоять одной из самых мощных империй мира. И, наверное, не стоит напоминать об Абдурахмане Авторханове. О нем-то уж точно в республике знают многие. Еще бы, ведь это один из самых авторитетных в мире исследователей сталинского режима. Человек, чьи работы читали и использовали политики многих государств, хотя на своей исторической родине он так и не пришелся ко двору…
Все эти люди заслуживают нашего внимания куда больше, чем тот, кому сейчас собираются ставить памятник в Грозном. Речь о Никите Хрущеве, якобы восстановившем государственность чеченцев и ингушей. Вопрос, как я твердо убежден, спорный в обоих случаях: и по поводу «государственности», и по поводу «восстановления». Не было ведь ни того, ни другого. Автономия – не государственность, любой политолог подтвердит это. Что же касается второго, обратимся лучше к фактам.
После смерти Иосифа Сталина руководство Советского Союза приняло меры по общему ослаблению режима в стране. Была, в частности, объявлена амнистия и из лагерей и тюрем вернулись сотни тысяч заключенных. Среди них оказались и тысячи уголовников: воры, бандиты и убийцы. Все крупные города, да и не только они, быстро погрузились в криминальный хаос. В числе обвинений, предъявленных расстрелянному вскоре Лаврентию Берии, была и «непродуманная амнистия».
Преступников-то выпустили, а как обстояло дело с огульно обвиненными народами? Здесь власть пыталась четко все «продумать», просчитать и только потом предпринять какие-то шаги, которые облегчили бы их жизнь.
Драконовский указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года («Об уголовной ответственности за побег из мест обязательного и постоянного поселения лиц, высланных в отдаленные районы Советского Союза в период Великой Отечественной войны»), по которому за поездку в соседнее село к родственнику любой из представителей репрессированных народов мог быть осужден на 20 лет каторги, был сначала скорректирован. В июле 1954 года Совет Министров СССР принял резолюцию «О снятии ограничений в юридическом статусе переселенных лиц». Согласно этому документу, занятые «общественно-полезным трудом» чеченцы, ингуши, карачаевцы и т.д. получили разрешение на свободное жительство в республике и области, куда они были поселены. Ежемесячная регистрация заменялась на ежегодную. Из списков регистрации исключались дети младше 10 лет и старше 16, если они были записаны в школу или же в другое учебное заведение. Следующей «порции» послабления спецпоселенцам пришлось ждать еще около восьми месяцев. 10 марта 1955 года в соответствии с решением Совета Министров СССР им начали выдавать паспорта.
И вот именно с этого времени чеченцы и ингуши самовольно, без разрешения властей стали покидать Казахстан и Киргизию и возвращаться на родину, где часто селились в вырытых землянках или наспех сооруженных шалашах во дворах своих прежних домов, в которых уже больше 10 лет проживали колонисты. Их отлавливала милиция и отправляла назад. На железнодорожных станциях отказывались продавать билеты, но разными способами они преодолевали эти препоны и все ехали и ехали на Кавказ. К середине следующего года только на территории Грозненской области осело 25-30 тысяч чеченцев и ингушей и их количество все время увеличивалось.
Поняв, что одними запретительными мерами с возрастающим потоком репатриантов уже не справиться, 16 июля 1956 года (спустя полгода после XX съезда КПСС, на котором развенчали культ личности И. Сталина!) Президиум Верховного Совета СССР принял указ о снятии чеченцев и ингушей с учета спецпоселений. При этом было подчеркнуто, что это не влечет за собой возвращение имущества, конфискованного при выселении, и не дает автоматического разрешения на расселение в местах прежнего проживания.
Чтобы не допустить этого, власти попытались создать национальную автономию для чеченцев и ингушей в пределах Казахстана со столицей в Чимкенте. Потом предложили вернуться на Кавказ, но осесть немного севернее и восточнее своей исторической родины, создав что-то вроде республики с административным центром в г. Кизляр.
Пытаясь предотвратить неотвратимое, в июле того же 1956 г. государственные органы предприняли попытку заставить «освобожденных» спецпоселенцев расписаться в том, что они не будут претендовать на отобранное имущество и не вернутся в места (что самое важное!), откуда их депортировали. Десятки тысяч горцев отказались подписать такие документы. В октябре того же года, например, из МВД Казахстана докладывали в МВД СССР, что из 195911 чеченцев, ингушей и карачаевцев, которые были исключены из республиканских списков спецпоселенцев, в общей сложности 55177 человек отвергли это «соглашение». В Киргизии процент отказавшихся был еще больше: 20735 человек из 47889. Большинство этих людей еще до конца 1956 г. самовольно выехали на Кавказ и поселились рядом со своими домами. Многие из них забрали с собой и вырытые из могил кости умерших на чужбине родственников.
Номинально Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика была восстановлена, как известно, 9 января 1957 года. Сделано это было только тогда, когда стало очевидно: явочным порядком проблему возвращения себе своей родины чеченцы и ингуши практически уже решили.
Конечно, в ряду прежних и последовавших за ним руководителей страны Никита Хрущев был все-таки симпатичной личностью. Скажем так, симпатичным сумасбродом среди сумасбродов по большей части кровавых. Но нужно ли только из-за этого воздавать ему больше, чем он того заслужил. Он не являлся сторонником восстановления справедливости в отношении репрессированных народов. Если бы это было так, то, наверное, воссоздал бы и автономии крымских татар и немцев Поволжья, вернул назад турок-месхетинцев. В лице выселенных кавказцев он просто столкнулся с неуправляемой стихией, которой чуть-чуть, совсем немного дали воли и она смела все на своем пути. Подвергнуть же их новой депортации после XX съезда КПСС, на котором сам же и назвал подобные акции преступными, уже было просто невозможно.
В Грозном памятник нужен, но не Никите Хрущеву, а тем чеченцам и ингушам, что первыми наплевали на запреты властей и вернулись на землю предков. Терпя оскорбления и насилие со стороны колонистов, именно они отвоевали право на нашу многострадальную родину. Никто нам ее не дарил, и это давно бы пора понять.
Чеченское Общество