Парламент Чеченской республики отклонил предложенный правительством республики проект бюджета на 2006 год и потребовал увеличить его более чем в десять раз. Как рассказал газете «Коммерсант» председатель парламента Чечни Дукваха Абдурахманов, депутаты почти единодушно отклонили предложенный правительством для утверждения проект бюджета на 2006 год. Причина — принятие бюджета означало бы «консервацию сложившейся ныне в социальной и экономической сферах республики плачевной обстановки». Депутаты убеждены, что предусмотренная в бюджете сумма 19 млрд. рублей должна быть увеличена в несколько раз. «При сохранении предложенного правительством проекта бюджета финансирования республика будет восстанавливаться еще 50–60 лет», — заявил чеченский спикер.
Даешь 120 миллиардов!
По сообщению «РИА Новости», первый заместитель спикера Замбек Залзаев назвал и конкретную цифру: «Бюджет необходимо увеличить до 120 млрд. рублей».
По информации ФНС РФ по ЧР, в бюджетную систему России за 2005 год было перечислено 7951 млн рублей, что на 51,4% больше, чем в 2004 году. В консолидированный бюджет Чечни из них поступило 2070 млн рублей. Остальная часть — около 85% всего бюджета Чечни — формируется за счет дотаций, предоставляемых федеральным центром. Дополнительные 5,8 млрд. рублей предусмотрены в 2005 году Федеральной целевой программой «Восстановление экономики и социальной сферы ЧР».
Чеченские депутаты знают, откуда можно взять дополнительные средства для их республики. «В год чеченской нефти продается на 17 млрд. рублей. В стабилизационном фонде скопилось уже 1,5 трлн. нефтяных рублей, а нам отпускают крохи», — возмущается Абдурахманов, сообщает «Коммерсант». По его мнению, федеральные ведомства должны коренным образом изменить свои подходы к принципам финансирования Чечни: «Республика Алтай, где не было войны, например, на дорожное строительство из федерального бюджета получила 260 млн рублей, а наша республика, где все лежит в руинах, на те же цели — всего 175 млн. рублей! Разве это справедливо?»
Глава правительства Чечни Рамзан Кадыров считает, что депутаты отклонили проект бюджета справедливо. «Республика должна финансироваться в особом режиме, иначе мы вынуждены будем десятилетиями заниматься ликвидацией последствий войны»,- заявил газете «Коммерсант» Кадыров, обратив внимание на то, что многие школы республики до сих пор отапливаются печками-буржуйками. Премьер Чечни убежден, что республика вправе рассчитывать на значительное увеличение финансирования из федерального бюджета. «Мы ведь собираемся принять программу развития, а на выделяемые деньги можно только заниматься латанием дыр», — заявил он.
Неожиданность для Минфина
Для руководства Минфина Чечни отклонение парламентом проекта бюджета 2006 года стало неожиданностью. «Бюджет готовился не один день, мы встречались с руководителями профильных комитетов парламента, и мне казалось, что мы нашли взаимопонимание с депутатами и могли рассчитывать на поддержку»,- заявил «Коммерсанту» министр финансов Чечни Эли Исаев. Соглашаясь с депутатами в том, что республика получает из федерального бюджета значительно меньше необходимого, глава минфина тем не менее убежден, что бюджет нельзя было отклонять.
«Не спорю, 19 млрд. рублей — это мало, но мы расписали то, что реально имели, затягивание принятия бюджета чревато негативными последствиями», — уточнил Исаев. Так, по его словам, пока не будет утвержден основной финансовый закон, работники бюджетных сфер не смогут получать введенную в этом году 20-процентную надбавку к зарплате. «С таким же успехом добиваться увеличения финансирования по ФЦП могли бы и приняв бюджет», — сетует глава минфина Чечни.
Между тем, в Минфине России выразили надежду на скорейшее принятие чеченского бюджета. «Решение не утверждать бюджет не позволяет Минфину оперативно перечислить в Чечню дополнительно 4 млрд. рублей, выделенных в рамках выравнивания бюджетной обеспеченности регионов», — заявил газете «Время новостей» источник в Минфине РФ. По его словам, «выступления ряда чеченских парламентариев с абсолютно экономически не обоснованными требованиями выглядят сомнительно». «Чечня не тот регион, который может позволить себе жить без бюджета», — подчеркнул чиновник. Он напомнил, что в конце прошлого года, когда вместе с представителями чеченского правительства было принято решение о направлении в республику в 2006 году дополнительно 4 млрд. рублей, «бюджетный вопрос» был решен положительно.
Козак ждет обоснования
Вероятно, для федерального центра решение парламента Чечни тоже стало неожиданностью — в соответствии с Бюджетным кодексом, проект бюджета ЧР как высокодотационного региона прошел процедуру согласования в Минфине. Проблемой его сбалансированности занимался лично Владимир Путин на встрече с полномочным представителем в Южном федеральном округе Дмитрием Козаком 30 декабря 2005 года. И уже на прошлой неделе Козак сообщил, что считает завышенными требования чеченского руководства. «Конечно, это завышенные требования. И их надо обосновать, — сказал он „Интерфаксу“. — Но вопрос в том, где взять эти деньги, и такие вопросы с кондачка не решаются».
Российские СМИ: шантаж или обоснованные претензии?
Российское сообщество достаточно неодобрительно отозвалось об инициативе увеличения бюджета Чеченской Республики за счет Стабилизационного фонда России. «Кадыров бросил вызов Москве», «Рамзан Кадыров требует увеличения дани» — под такими заголовками писали об этом российские издания, общий смысл статей в которых сводился к трем нехитрым постулатам: «а за что мы в Чечне кровь проливали?», «Кадыров Кремль шантажирует» и «денег давать не нужно».
Примером одного из подобных высказываний может служить абзац из статьи, опубликованной на сайте GlobalRus: «из Грозного уже несколько лет слышны бесконечные разговоры, что в Чечне была война и что теперь Москва должна Чечню восстанавливать. Это верно, но лишь отчасти, поскольку такими речами чеченская политическая элита, по сути, пытается воспитывать у населения республики комплекс жертвы, которой все кругом должны. С таким комплексом восстановить республику невозможно. Между тем руководители республики, по меньшей мере, несут часть ответственности за то, что происходило на ее территории на протяжении последних пятнадцати лет. Это, кстати, не Борис Ельцин и не Владимир Путин вывели из сельхозоборота треть чеченских плодородных земель, лучших на Северном Кавказе, залив их нефтью из самопальных бензиновых заводиков. Не говоря уже обо всех остальных прелестях чеченской жизни между Хасавюртом и рейдом Басаева в Дагестан. Сваливать все на Москву (а именно это предполагают нынешние требования Грозного), как говаривал Евгений Максимович Примаков, контрпродуктивно».
Но вместе с тем в российской прессе появились и вполне здравые суждения, в частности, статья завотделом экономической политики издательского дома «Коммерсант» Дмитрия Бутрина на сайте Газеты.ру. «Невозможно отрицать правоту Народного собрания (Чеченской Республики — ред.), — пишет он. — Уровень т.н. бюджетной обеспеченности жителей Чечни в настоящий момент в два с половиной раза ниже, чем у ближайшей прилегающей к ней территории — Ингушетии. Сравнения с другими регионами Южного федерального округа можно даже не приводить — жители Чечни, республики, в которой, по сообщениям федерального центра, производится восстановление народного хозяйства, обеспечены государственными расходами хуже всего в России».
"Можно бесконечно говорить о том, что в Чечню вбухиваются колоссальные средства — на практике это не так. Если даже взять на веру, что правительство России не доверяет правительству Чечни распределение финансов и предпочитает тратить деньги не через ее бюджет, а через федеральные целевые программы, то и тогда «бюджета восстановления» не получается. Точной информации о расходах центра в рамках ФЦП по восстановлению Чечни нет, но даже с плановыми цифрами расходов Чечня остается беднейшим по уровню госрасходов регионом России", — утверждает Бутрин.
«Отчего же по итогам наводнения в Якутии смытые паводком поселки восстанавливаются за одну сумму, а разгромленные — хорошо, пусть боевиками, федеральные вооруженные силы у нас сплошь миротворцы и гуманисты — чеченские аулы — за сумму в десять раз меньше? Если в Чечне есть демократически избранные президент и парламент, если там идет восстановление — отчего же расходы на восстановление страны от тяжкого наследия борьбы за законность и порядок более похожи на расходы оккупационной администрации, совершенно не заинтересованной в том, чтобы в чеченских школах, наконец, появились учебники и печное отопление сменилось котельным?», — спрашивает журналист.
"Практически во всех чеченских школах топят дровами. Позиция «ну и что, в отдаленных школах России тоже, случается, топят дровами, и ничего» — в общем, отдает расизмом: давайте решать проблемы в первую очередь там, где они ближе к термину «катастрофа», — полагает Бутрин. По его мнению, «именно в Чечне ситуация ближе всего к катастрофической — в реальности, это уровень жизни беднейших стран мира».
«Было бы очень неприятно, если на эту ситуацию в Москве будут смотреть как на банальный шантаж со стороны чеченских властей», — пишет Бутрин. Журналист, хотя и не отрицает возможность подобного, но считает, что «претензии чеченских властей на Стабилизационный фонд России, из которых парламент Чечни предлагает увеличить финансирование восстановления республики, выглядят куда как более обоснованными, чем претензии федеральных отраслевых лоббистов».
И в заключение статьи он ставит в пример самостоятельность чеченского парламента от Кремля: «парламент Чечни даже с учетом всей местной специфики выглядит более парламентом, чем федеральный — по крайней мере, он не опасается высказывать мнение, противоречащее воле Москвы».
Бюджет стабилизации
Политолог Эдильбек Хасмагомадов считает, что республиканский бюджет будет в итоге принят «примерно в существующем виде с формальными добавками». «Сроки упущены и если не принять его сейчас, то по закону все остановится. Парламент, который только что сформировался, уже не сможет что-то кардинально изменить, даже если этого захочет», считает он.
По его мнению, парламент в принципе должен бороться не за увеличение бюджета в 10 раз, а за нормальный бюджетный процесс, что подразумевает участие в разработке бюджета массы заинтересованных организаций.
Хасмагомадов анализирует процесс формирования бюджета: «Цепочка идет снизу верх, собираются сметы, все это обобщается на каждом уровне государственной иерархии. В итоге должен получиться бюджет, в котором и закладываются постатейно расходы. Минфин в этом случае только одна из участвующих сторон».
Минус же разработки бюджета Чечни Хасмагомадов видит в том, что «у нас же до сих пор бюджет это продукт работы исключительно Минфина». «Наш бюджет сделан так, чтобы максимально удобно было работать тому же Минфину. Потому там максимальная статья расходов — это „прочие расходы“, т о есть, расходы без адреса, — говорит он. — Плюс Минфин, по тому проекту, который он предложил, имеет право перемещать средства внутри бюджета».
Но это еще не все претензии, которые могут быть, полагает политолог. «Когда бюджет верстается, в него закладывается какая-то идея. Если правительство решило, что в этом году допустим приоритетным будет задача совершенствования структуры государственных учреждений, то деньги должны направляться туда. У нас в бюджете никакой идеи не видно. Просто люди хотят получить деньги и их на что-то истратить, причем, чтобы не слишком отчитываться», говорит Хасмагомадов.
По мнению политолога, республиканский бюджет является «не бюджетом развития, а бюджетом стабилизации». «Он направлен на то, чтобы законсервировать сложившуюся ситуацию. Госструктуры эта ситуация в принципе устраивает», полагает он.
Но Хасмагомадов не считает усилия парламенту по отклонения нынешнего бюджета напрасными. «Польза будет, но только в том случае, если это послужит как бы началом работы, чтобы нормальный бюджетный процесс дальше шел так, как должен идти», — заявляет он.
Казбек Цураев, Тимур Алиев
Чеченское общество