9 мая исполнилось два года со дня гибели чеченского президента Ахмата Кадырова.
ЗА ЭТО время его сын Рамзан успел не только дорасти до должности премьер-министра республики, но и стать фактически полноправным правителем Чечни. Неслучайно пошли разговоры, что стремительный рост и усиление Кадырова-младшего настораживает часть кремлёвской администрации. И неспроста ему посоветовали передать часть своей личной гвардии (а число преданных ему бойцов оценивают в 4–5 тыс. человек) в подчинение внутренним войскам. Мол, в Москве пытаются умерить амбиции чеченского премьера. Так ли это?
Партбосс, герой и академик
ПОГОВАРИВАЮТ, будто у Р. Кадырова серьёзно обострились отношения и с А. Алхановым. Реальных полномочий у премьера гораздо больше, чем у избранного в 2004 г. президента Чечни. Кадыров-младший контролирует фактически все силовые структуры в республике. Чеченский парламент также состоит в основном из его сторонников, тем более что премьер — еще и глава регионального отделения партии «Единая Россия».
В самой Чечне мало кто сомневается, что как только Рамзан достигнет 30-летнего возраста (а день рождения у него в октябре), ему отойдёт и президентское кресло. Да и чего ещё ему желать? Героем России он уже стал, почётным академиком РАЕН — тоже. Но если рассуждать всерьёз — позволит ли Кремль возглавить столь сложную республику молодому, амбициозному лидеру, поступки которого зачастую импульсивны и, мягко говоря, не всегда согласуются с политикой федерального центра?
Р. Кадыров нередко сам провоцирует конфликты. То во главе крупного отряда сотрудников подчиняющейся ему службы безопасности президента Чечни совершил рейд в Дагестан, где захватил райотдел внутренних дел Хасавюрта. Там находилась его сестра, охранники которой не имели при себе разрешений на ношение оружия и были задержаны при проверке документов. То после публикации в Дании карикатур на пророка Мухаммеда самовольно заявил о намерении выдворить из Чечни датские гуманитарные организации. Нередки и стычки кадыровских «гвардейцев» с представителями федеральных сил. Причём зачастую они напоминают «пацанские» разборки — норовистые кавказские парни и силовики-федералы выясняют, у кого круче полномочия. Последний громкий инцидент произошёл 25 апреля у Дома правительства — кадыровцы отказались сдать оружие при входе в госучреждение, завязалась перестрелка. Якобы на почве таких историй и возникли конфликты Рамзана с более дипломатичным А. Алхановым. И хотя президент значительно старше премьера, тем не менее авторитет Р. Кадырова в республике фактически непререкаем. Чеченцы, среди которых испокон веков культивируется уважение к силе, ему симпатизируют. И только интеллигенция его недолюбливает, считает диковатым.
Между тем давно знающие Рамзана люди говорят: за 2 года во власти Кадыров, не кончавший никаких университетов, проявил себя вполне обучаемым политиком. Несмотря на «буйный нрав» и невоздержанность в публичных заявлениях, в общении с федеральным центром он не упёрт и вполне договороспособен. Взять, к примеру, ту же ситуацию с датчанами, которую удалось без особого ущерба «отыграть» обратно. Или его заявление о намерении ввести в учебных заведениях Чеченской республики преподавание шариатского права. Вскоре, после общения с московскими эмиссарами, Р. Кадыров покаялся и признал, что хозяевами Чечни «являются все граждане России, а не я один. И мы все боремся за установление здесь законов Российской Федерации». Не стоит забывать и то, что Кадыров принадлежит к одному из влиятельных чеченских кланов. А этот факт на Кавказе всегда имел особое значение.
В «отрыв» не уйдёт
ЕСТЕСТВЕННО, федеральному центру хотелось бы умерить пыл и порой зашкаливающие амбиции молодого вождя. Однако Чечня — не безмятежная Вологодчина. В Москве отчётливо осознают: ослабление влияния Кадырова может обернуться тем, что, как выразился один московский политик, в республике «из подполья повылезает всё, что так долго туда загоняли». В Чечне, где периодически постреливают и всё еще взрывают, дисбаланс власти способен лишь раскачать ситуацию. Да и сотни боевиков, перешедших на сторону Кремля под личные гарантии Р. Кадырова, как воспримут наличие «второго центра влияния»?
Гарантией того, что Кадыров не уйдёт в «отрыв», не станет новым Дудаевым, в коридорах власти считают трагедию 9 мая 2004 г. Сепаратисты для Р. Кадырова — лютые враги, кровники на много лет вперёд. Они его отца взорвали. Такое на Кавказе не прощается.
Несмотря на все причуды 29-летнего премьера: строительство аквапарка в Гудермесе, гала-рок-концерты — в Москве по-прежнему считают его реальным союзником, способным держать под контролем взрывоопасную республику. Однако, по словам информированного источника «АиФ», это не значит, что Кремль спешит наделить Р. Кадырова новыми полномочиями. Если в Кремле решат, что пересаживаться в президентское кресло время ещё не пришло, он будет терпеливо дожидаться своего звёздного часа.
Татьяна НЕТРЕБА
Фото Рейтер
Аргументы и факты