Прошло более недели с тех пор, как более тысячи жителей чеченской станицы Бороздиновская покинули свои дома и уехали в Дагестан. Бежать их вынудила жестокая "зачистка", проведенная в их станице 4 июня бойцами батальона "Восток", которым командует Сулим Ямадаев и который подчиняется ГРУ Минобороны России. В четверг военная прокуратура начала экспертизу оружия в этом батальоне. Между тем события в Бороздиновской могут спровоцировать политический кризис в Чечне. Полпред президента в Южном округе уже пообещал сделать оргвыводы после завершения расследования. По просьбе "Известий" события в Бороздиновской комментируют Рамзан Кадыров, первый вице-премьер Чечни, и Руслан Ямадаев, депутат Госдумы, брат Сулима Ямадаева.
Рамзан Кадыров, первый вице-премьер Чечни: "У Министерства обороны есть свои, более глобальные задачи"
В беседе с корреспондентом "Известий" Игорем Найденовым Рамзан Кадыров заявил, что во избежание повторения "зачисток" подобных той, что была в Бороздиновской, нужно все силовые операции проводить с ведома МВД Чечни.
известия: Какие меры собирается принимать руководство Чечни и вы лично для предотвращения трагедий, подобных бороздиновской?
Рамзан Кадыров: Для предотвращения трагедий подобных той, что произошла в Бороздиновской нужна, прежде всего, вся полнота полномочий для республиканских силовых структур. В любом субъекте РФ все спецоперации проводятся с ведома министра внутренних дел региона. Мы будем добиваться того же и в Чеченской Республике. Самое главное - разграничить круг обязанностей и ставить четкую задачу перед каждым подразделением. Силовым структурам, действующим в республике, на мой взгляд, не хватает тщательного подхода к проверке оперативной информации. Каждая структура старается опередить другие и порой действует на основании не проверенной оперативной информации. Считаю, что в этих вопросах незамедлительно необходимо навести порядок. Необходима полная координация действий с единым центром.
известия: Известно ли вам, кто проводил так называемую спецоперацию в станице Бороздиновская? Доказано ли участие батальона "Восток" в этой спецоперации?
Кадыров: Батальон "Восток" входит в структуру Министерства обороны РФ и подчиняется своему командованию. До конца следствия говорить о причастности того или иного подразделения к происшедшему не имеет смысла. Более того - это вредно по всем параметрам.
известия: Прокомментируйте, пожалуйста, версию о провокации (ее придерживается сам Сулим Ямадаев), устроенной для того, чтобы поссорить вас и братьев Ямадаевых?
Кадыров: Это другая тема, хотя я допускаю и эту версию, как возможную. Мы не первый день воюем вместе против террористов и бандитов всех мастей. Мы с Сулимом прежде всего воины. Может быть, у нас и бывает всплеск эмоций, но поссорить нас никому не удастся. Описание подробностей этого преступления наводит на определенные мысли о том, что оно было совершено для того, чтобы, прежде всего, поссорить народы Чечни и Дагестана. Уверен, что у братских народов хватит мудрости, чтобы не поддаваться на подобные варварские провокации.
известия: Какой будет дальнейшая судьба батальона "Восток", если будет доказано, что именно это подразделение проводило спецоперацию?
Кадыров: Расследованием данного инцидента занимается военная прокуратура. Батальон "Восток", как я уже говорил, входит в структуру Минобороны РФ, и я не правомочен оценивать деятельность его подразделений. Тем более до окончания следствия. Считаю вопрос некорректным.
известия: Должны ли, по вашему мнению, подразделения Минобороны РФ участвовать в операциях по задержанию уголовных преступников?
Кадыров: Представьте себе, если бы где-нибудь в Рязанской области уголовных преступников ловили бы военные на танках и бэтээрах. Мое глубокое убеждение, что в операциях по задержанию уголовных преступников на территории Чечни должны участвовать Министерство внутренних дел республики и соответствующие федеральные спецслужбы. У Министерства обороны есть свои, более глобальные задачи: это защита государства от внешних врагов. А вообще-то, мое мнение, что все спецоперации в республике должны совершаться только под единым руководством и только правоохранительными органами Чеченской Республики, Управлением ФСБ РФ по Чеченской Республике и подразделениями военной комендатуры. И самое главное - при проведении этих операций неукоснительно должны соблюдаться все законы Российской Федерации. А если силовые структуры действуют бандитскими методами, думаю, что это на самом деле является целенаправленным шагом к дестабилизации обстановки.
известия: Какова ваша позиция относительно дальнейшей судьбы беженцев из станицы Бороздиновской?
Кадыров: Инцидент в станице Бороздиновской выгоден террористам и их пособникам. Мы сделаем все возможное, чтобы вернуть жителей станицы в свои дома, восстановить им нанесенный материальный и моральный ущерб и конечно же обеспечить им безопасность. Эти люди веками жили вместе с нами, делили с нами горе и радость, и мы не допустим, чтобы какие-то отморозки лишили их родных очагов, и к тому же испортили нам отношения с братскими народами.
известия: Будут ли новые отставки - вслед за главой Шелковского района?
Кадыров: Мое личное мнение по поводу этой отставки - глава Шелковского района оказался без вины виноватым. Каким образом он мог противостоять спецподразделению или бандформированию, не имея ни силы, ни возможностей противодействовать им. Уверен, следствие выявит не только самих преступников и их пособников, но и тех, кто своим бездействием позволил этому случиться.
Руслан Ямадаев, депутат Госдумы: "Мой брат о зачистке в Бороздиновской ничего не знал"
Депутат Госдумы Руслан Ямадаев - старший из шести братьев Ямадаевых - проводит собственное расследование обстоятельств "зачистки" в Бороздиновской. О своих выводах он рассказал корреспонденту "Известий" Игорю Найденову.
известия: Вашего брата Сулима Ямадаева, командира батальона "Восток" спецназа ГРУ, обвиняют в организации карательной "зачистки" в станице Бороздиновская. Он отдавал приказ о проведении спецоперации? Или хотя бы был в курсе того, что она планируется?
Руслан Ямадаев: Я встречался с братом и могу сказать абсолютно точно, что мой брат такого приказа не отдавал и о "зачистке" ничего не знал. Он вообще за всю свою жизнь ни разу в этой станице не был. Даже в мирное время.
известия: А бойцы его там были?
Ямадаев: Сегодня утверждать это я не могу. По крайней мере, из разговоров с командирами взводов и рот батальона "Восток" пока нельзя сделать такой вывод.
известия: Тогда кто организатор?
Ямадаев: Ну, кто - это понятно. Недавно в Шали прошло совещание "лесных братьев" и тех легализовавшихся лиц, кто на людях демонстрирует лояльность по отношению к России, а на деле мечтает ее взорвать. На этом совещании было принято решение провести ряд силовых акций с тем, чтобы дискредитировать федеральную власть в Чечне в лице Минобороны, ФСБ, РУБОПа, а также двух батальонов: "Восток" и "Запад". Про эти войсковые подразделения там открыто говорили: "Они продались русским". Об этом, между прочим, знают российские спецслужбы. Я считаю, что события в Бороздиновской являются хорошо спланированной провокацией, преследующей именно эту цель.
известия: Почему вы думаете, что это провокация, - ведь жители станицы в лицо и поименно опознали тех, кто их "зачищал"? Они утверждают, что это были бойцы вашего брата...
Ямадаев: Тут много неясного. И вранья тоже. Если это были бойцы моего брата, то почему у них на форме были крупные нашивки "Восток", как будто специально указывающие на их принадлежность? Такие нашивки, во-первых, настоящие востоковцы не носят. А во-вторых, тот, кто проводит спецмероприятие, никогда себя не афиширует. И лесника - отца одного из бойцов батальона "Восток" убили специально, чтобы был повод для провокации, а вина пала на федеральную власть. Ведь это подразделение входит в состав Минобороны.
известия: Как правоохранительные органы Чечни допустили, чтобы 300 до сих пор не известных вооруженных человек на двух БТРах и на десятках "уазиков" спокойно целый день ездили колонной по Шелковскому району, а потом бесследно растворились?
Ямадаев: У страха глаза велики. Я знаю, что когда 20 вооруженных человек заходят в село, потом говорят, что их было две тысячи. Многое здесь - вранье. Но я обещаю одно: те, кто занимался бесчинствами в Бороздиновской, будут сидеть в тюрьме. Кто бы они ни были.
известия: Ходит слух, что, если это была провокация, она преследовала еще и побочную цель: поссорить вас, братьев Ямадаевых, с первым вице-премьером правительства Чечни Рамзаном Кадыровым. Мол, если расследование приведет к расформированию батальона "Восток", то единственной реальной силой в Чечне останется Служба безопасности президента, которая ему подчиняется.
Ямадаев: У нас никакого противостояния или непонимания нет.
известия: Вам известно что-нибудь о судьбе похищенных?
Ямадаев: Абсолютно ничего. Правда, могу сказать, что по ориентировкам дагестанского РУБОПа все пропавшие действительно проходили как боевики. Между прочим, эта Бороздиновка (Бороздиновская. - "Известия") на самом деле довольно сложное место. Там действительно ходят боевики.
известия: Как быть с беженцами?
Ямадаев: Надо идти им навстречу. Делать все так, как они хотят, эти несчастные люди: если хотят остаться в Дагестане, надо выделить землю, если вернуться - обеспечить охрану. Какая разница, Чечня или Дагестан, - это же все Россия. А пока на их горе некоторые политики делают свой пиар. Надо побыстрее с этим заканчивать.
известия: Как вы относитесь к участию подразделений Министерства обороны России в операциях по нейтрализации уголовных преступников?
Ямадаев: Это очень больной вопрос. Я уверен, что без подразделений Минобороны проводить спецоперации невозможно. По крайней мере сегодня. Смотрите, что сейчас может случиться. Вокруг Бороздиновской поднялся шум. Результатом может быть то, что войска отправят в казармы. Но ведь боевики того и добиваются. Если это произойдет, увидите, что будет осенью. Чечня взорвется. Клянусь вам. И тогда все поймут, ради чего была затеяна эта провокация в Бороздиновской.
Игорь НАЙДЕНОВ
Источник: Известия.Ру
"Рука Москвы" в поисках опоры
События в чеченской станице Бороздиновская, о которых 20 июня в статье "Этническая "зачистка" сообщили "Известия", попали в центр внимания по очень простой причине: ее 400 жителей-аварцев в полном составе "эвакуировались" в соседний Дагестан. Если бы не это массовое переселение, мало кто узнал бы об одной из многочисленных "спецопераций" по "зачистке местности" от "боевиков". Сколько подобных "спецопераций" проходит в Чеченской Республике и каковы масштабы совершающихся безобразий, не знает, видимо, никто. Федеральная власть пока демонстрирует лишь собственную беспомощность. А с разных сторон уже звучат опасения, что ситуация в Чечне выходит из-под контроля и что волна нарастающей дестабилизации может захлестнуть весь юг России.
Следует признать, что российская политика на Северном Кавказе - а точнее, механизмы ее осуществления - нуждается в переосмыслении.
Те инструменты формальной и неформальной власти, которые действуют сейчас в Чечне, и те люди, которые этой властью обладают, появились в таком качестве либо по распоряжению, либо по попустительству Москвы. Решая задачу не только вооруженной, но и политической победы над сепаратистами, федеральный центр все эти годы шел по наиболее простому пути - находил в весьма разнообразных местных, образно выражаясь, "элитах" лояльного (пусть временно) человека и назначал его лидером, фактически выдавая карт-бланш на установление порядка в республике.
На каком-то этапе данная тактика принесла плоды. Многие боевики либо сложили оружие, либо перешли на сторону федеральных сил. Чеченский народ, безумно уставший от войны, на референдуме, который, каковы бы ни были процедурные нарушения, отразил настроения народа, проголосовал за принятие Конституции республики в составе Российской Федерации. Тем самым он дал понять, что на него должны распространяться и демократические права граждан России.
И здесь, видимо, произошел сбой. Наличие "верных людей" еще не означало, что они в состоянии установить правопорядок и просто порядок в республике. Скорее, они устанавливали свой беспорядок. У них обнаружились и собственные амбиции, и личные обиды. А механизм контроля над ними по большому счету так и не был создан. И, кстати, еще вопрос, вечна ли их лояльность Москве.
Вполне очевидно, что федеральная власть использует конструкцию под названием "верные люди" не от хорошей жизни. Других вариантов до последнего времени просто не было, а над тем, что будет дальше, не было времени задуматься. Но, судя по последним событиям в регионе, это время пришло. Причем Чечня - это наиболее сложный пример выстраивания управленческих схем. Несколько иначе все происходит в сопредельных республиках, но и там проблем не меньше. Потому что везде идет ожесточенная борьба локальных кланов за власть, влияние и деньги. Везде эти процессы становятся все менее управляемыми и контролируемыми "рукой Москвы".
А главное, что в результате потери управляемости размывается ответственность за происходящее. Размывается ответственность - значит, люди будут продолжать страдать. И история со станицей Бороздиновской будет воспроизводиться с дурным постоянством.
Источник: Известия.Ру
Комментарии
не очень то до конца понял
Да... Мне на самом деле близка обсуждаемая тема! Даже грустно как-то
весьма информативно,молодца!