Об авторе: Ирина Вологина, участник Комитета Антивоенных Действий, участник форума ВойнеНет.Ру. Политические убеждения: социал-демократические.
Прошел ровно год со дня гибели шейха Абдул-Халима Садулаева, занимавшего пост президента ЧРИ после Аслана Масхадова. Очень важным и, пожалуй основным моментом, является тот факт, что в период, когда Садулаев был президентом на территории РФ не было проведено ни одного террористического акта. Этот факт предпочла не замечать как российская власть, так и все оппозиционные партии, которые по другим вопросам очень любят критиковать Кремль. За прошедший год ситуация не изменилась – по-прежнему ни одного террористического акта, и по-прежнему «гробовое» молчание власти и оппозиции, ни одного призыва к переговорами с сепаратистами…
Вместо этого все дружно поддержали г-на Шамаева (муфтий Чечни на тот момент) , который заявил, что приемник А.Масхадова шейх Абдул-Халим Садулаев «самый известный в Чечне ваххабит». Словом «российские демократы» не стали ни чем разбираться: что правда, что ложь... Действительно удобно, не надо ничего требовать, ведь нельзя же призывать к переговорам с «религиозным фанатиком» и можно сосредоточится на «своих насущных» проблемах, а эти вопросы пускай власть решает. Проблему Чечни и СК замалчивали, либо обсуждали только правозащитную и социальную составляющую, полностью игнорируя политические аспекты проблемы.
И бесконечное повторение ложной «мантры», что война закончилась….
В России А-Х. Садулаева, действительно, мало знали. Так кем был человек, которого одни называли «религиозным фанатиком», а другие замалчивали его жизнь и смерть.
Из интервью Лемы Чабаева, возглавлявшего телевидение при Аслане Масхадове «Радио Свободы» 17.03.05г.
Лема Чабаев: В начале 90-х, первой войны, я был вице-мэром города Аргун. В городе тогда действовали подразделения ряда республиканских партий. …. Молодежь города хорошо знала этого парня. Он был студентом филологического факультета Чеченского университета, серьезно изучал ислам и толковал Коран.
В первую войну Абдул-Халим входил в аргунскую группу сопротивления, участвовал в противодействии продвижению федеральных войск, а впоследствии воевал в горах. В политические и властные структуры Сайдуллаев не входил ни после первой войны, ни позже, когда начиналась нынешняя война.
Однако администрация Чечни и муфтий явно лукавят, утверждая, что население республики с преемником Масхадова не знакомо и что он является прожженным ваххабитом. В промежутке между двумя войнами, когда Аслан Масхадов стал президентом, в Чечне, помимо республиканского телевидения, работало несколько частных телеканалов, и каждый из них считал за честь предоставить эфирные часы одному из самых уважаемых в республике толкователей Корана. Им был Абдул-Халим Сайдуллаев.
Сетка вещания республиканского телевидения, которая была составлена лично мною, реально действовала около года. Выступления этого алима занимали несколько часов в неделю. В симпатиях к ваххабизму и прочим ортодоксальным исламским течениям чеченское национальное телевидение поры Масхадова не может обвинить никто, ведь Масхадов же сам шел войну на ваххабитские выступления в Гудермесе и Урус-Мартане. Я тогда, естественно, никак, даже при сильном желании, не смог бы предоставить эфир ваххабиту. Сайдуллаев нам как раз и был нужен как грамотнейший алим и противник исламского фундаментализма.
В моей жизни встречались глубоко верующие люди. Абдул-Халим один из таких. Они своеобразно мягко обращаются к собеседнику, у них даже взгляд бывает очень теплым, миролюбивым. Это внешние приметы Сайдуллаева, которые мне запомнились.
Мы на телевидении нередко проводили круглые столы с участием Абдул-Халима. Он выгодно отличался от всех участников таких теледебатов. Долго, терпеливо, опустив взгляд, выслушивал доводы собеседников, а когда наставала очередь сказать, говорил так аргументировано и метко, что никто с ним не мог не согласиться.
Ниже мы приведем отрывок из одного их последних интервью А-Х.Садулаева. Ответы на вопросы Jamestown Foundation. Эти ответы актуальны и сегодня.
Аслан Масхадов неоднократно демонстрировал свою приверженность идеи переговоров с российской стороной, в частности в одном из своих последних интервью погибший чеченский президент заявил, что ему хватит 30 минут разговора с Путиным, чтобы закончить войну. Считаете ли Вы, что Вам хватит полчаса разговора с Путиным для прекращения войны? Будете ли вы настаивать на выводе российских войск из Чечении, как неотъемлимое условие для начала переговоров?
Для прекращения войны нужна твердая воля и мужество наших оппонентов, нужно мыслить стратегически. Этих качеств мы, к сожалению, не наблюдаем у руководства России, к сожалению. За тридцать минут остановить войну, конечно, невозможно, можно остановить активную фазу боевых действий. Этого мы могли бы добиться. Для начала любых переговоров с российской стороной наождение их войск в нашей республике, хоть и не является позитивным фактором, но, тем не менее, это небольшая помеха. .. Делать это камнем преткновения мы не пытаемся.
При жизни Масхадова руководство Ичкерии неоднократно осуждало любые террористические методы ведения войны, какова Ваша, как президента ЧРИ, по этому вопросу?
Мы и сейчас не приемлем террористические методы, свидетельством чего, является то, что уже полтора года нам удается соблюдать договоренности, достигнутые по настоянию Масхадова об одностороннем отказе от терактов. На сегодняшний день они соблюдаются.
В своем первом обращении, в ранге президента, Вы заметили, что «руководство Чеченского государства и впредь будет иметь самые тесные контакты и дружественные отношения со всем цивилизованным миром, но для этого его идеологическая составляющая должна учитывать и мировоззрение мусульманского народа Чечни». Можно пояснить, значит ли эта фраза, что в Чечении после войны будут строить религиозное государство, основанное на законах шариата, а не светское на основе Конституции, приятной в 1992 году? Или Вы считаете, что возможен средний вариант, где религиозные законы сочетались бы со светскими?
Мы после войны будем строить то государство, которое планировали с самого начала по той Конституции, которая была принята в 1992 году. Речь идет только об одном, о том, что эта Конституция по решению не только исполнительных или законодательных органов власти ЧРИ, но и Военного Комитета Маджлисуль-Шуры, всех комитетов, которые входят в Маджлисуль-Шура, а также и по желанию огромного количества населения, должна указывать на исламскую сущность чеченского народа.
Потому что чеченцы, на сто процентов мусульманский народ. И этого не смог изменить ни один режим, даже советский режим, при всей его тоталитарности, при всей его человеконенавистнической политике, не смог заставить ни чеченцев, ни соседние народы отказаться от решений их проблем через шариатские суды. Естественно они не осуществлялись (функционировали –ред.) в полной мере, но тем не менее люди решали все вопросы через шариатские суды, через старейшин и эту систему некто не смог искоренить на Северном Кавказе.
Я сам был свидетелем того, как в России, бывшем СССР, как там поменялись за короткий период три конституции Советского Союза, а затем перестроечный период и после этого развитая демократия, и после этого реваншистский режим, который снова втягивает Россию в войны и конфликты. Режим, который начал снова воевать за великую Россию. Непонятно, что за этим скрывается, одно ясно, что когда говорится о величии России, не подразумеваются ни свободы, ни права человека. Это подразумевает бесконечные войны, гибель и обман миллионов людей, поэтому мы не хотим принимать такие законы, которые нам нужно было бы менять через каждые 10-15 -20 лет, законы, которые годятся только под какого-то руководителя, рассчитаны на какой-то временный промежуток.
Все должно основываться на главных принципах человечества, которые заложены в религиях, в Коране, Евангелии, Торе. Основные принципы затронуты в священных книгах ниспосланных всевышним Аллахом. И человечество не должно это игнорировать. Когда человек пытается уходить от этого и вводить другие ценности не соответствующие естеству человека, это кончается конфликтом, локальным или региональным.
Мы это и имеем в виду, а то, что каждый трактует некоторые понятия под себя, этого можно избежать именно через международные организации. Броксойл Нокс сказал, что у Ислама есть три врага, это, прежде всего, воинствующие безбожники - безбожник опасен для любой страны, для любого народа, потому, что человек, который не имеет никаких ценностей, я хочу, чтобы здесь было правильное понимание, когда мусульмане говорят неверные, это не означает, что человек полностью неверующий, неверными являются люди, те, кто не приняли ислам, но при этом являются верующими, как христиане, как иудеи, представители других религий. То есть те люди, у которых есть нормы, которыми они придерживаются.
И эти люди, имеющие такие ценности, такую культуру, ни найти общий язык никак не могут. Второй враг Ислама – это фанатизм, фанатик богослов, неправильно трактующий Ислам. Это то, что мы тоже сегодня наблюдаем во многих исламских странах, где взамен свободным странам, где именно оберегались бы права человека, его свободы, вместо ценностей, которые должны охраняться для каждого человека, мы видим тоталитарные диктаторские режимы. Это, ни в коей мере, не соответствует Исламу. И третий враг – фанатичный невежда, Невежда он также опасен, как в любом обществе. А в своем первом обращении я просто сказал о невмешательстве в политику внутреннего устройства государства
Какой, по Вашему мнению, должна быть политика мирового сообщества, в том числе и правительств мусульманских стран, чтобы она могла реально повлиять на прекращение войны? Считаете ли Вы, что при возможных переговорах между Россией и ЧРИ возможно участие международных посредников, Ваша отношение к плану Ахмадова, предполагающего установления над Чеченией на временный период международной опеки со стороны ООН?
Политика мирового сообщества должна не расходиться с общими ценностями, которые могут быть взяты из Корана, Евангелия или Торы. Участие международных посредников возможно, но не обязательно. Плану Ахмадова был дан зеленый свет на протяжении нескольких лет, но он, к сожалению, не сработал. Не потому что план был плохой, а потому, что наши оппоненты не были готовы ни к какому мирному разрешению вопроса.
Сегодня он не отвечает нынешним реалиям, мы выстояли и стали крепче. Такой необходимости в этом плане нет, а есть другие предложения и решения этого вопроса, но главное, чтобы воинственный дух, который витает в Кремле, чтобы он улетучился и стал более прагматичным, правильным и опирающимся на право, на международное право.
Оказал ли на формирование Ваших взглядов какое-нибудь влияние Аслан Масхадов?
Бесспорно. Аслан Масхадов являлся и сегодня огромным примером для всех наших моджахедов и для всего нашего населения. Масхадов был большим и великим лидером и своей смертью шахида он стал более велик, потому, что своей мученической смертью он показал, как должен уходить лидер, как должен уходить амир. И тем русским псам, которые вокруг его трупа пританцовывали, это не делало никакой чести. И Масхадов, будучи мертвым, был велик, а Россия унизила себя в глазах всех честных и достойных людей мира. Как говорится в поговорке мертвого льва и заяц может лягнуть. Масхадов и при жизни и после смерти остается великим лидером и примером и для меня тоже.
Можно ли немного узнать о Вашей биографии? В прессе очень много противоречивых сведений на этот счет. Действительно ли Вы родом из города Аргун, участвовали ли Вы когда-нибудь лично в боевых действиях против российских войск? В российской прессе Вас называют «ярым ваххабитом», к какой школе в исламе Вы принадлежите?
Я действительно из города Аругна, мне, если Аллах позволит, скоро будет 40 лет. Я родился в Аргуне в 1966 году. Та исламская школа, которой я придерживался и обучался, в основном знания были почерпнуты мной из школы Имама Шафия, хотя труды трех других великих Имамов, знания четырех основных исламских школ, четырех мазхабов мне тоже знакомы. Также, я много пытался брать из мазхаба Хамбулла, но чеченцы относятся к имаму Шафия, именно поэтому мои знания были почерпнуты от него.
Что касается ваххабизма, то в России этим термином не называют разве что несколько декоративных мусульман, муфтиев. За исключением этих декоративных кукол, каждый мусульманин, который совершает пять раз в день намаз, каждый кто хоть сколько-нибудь отпускает бороду или пытается придерживаться чему-либо из Сунны Пророка Мухаммеда(с.а.с.) обязательно награждается эпитетом ваххабит или тому подобное. Поэтому, это не имеет отношение ни к нашей религии, ни к нашим убеждениям. Такой религии, как ваххабизм у нас нету и мы этого не придерживаемся.