Трагические события 9 мая продемонстрировали острый кризис избранной Кремлем политики урегулирования, а точнее, имитации урегулирования чеченского кризиса. У российских властей еще достаточно возможностей для того, чтобы инсценировать нужный результат новых президентских выборов в Чечне и получить очередного формального носителя должности главы республики. Но это ни на шаг не приблизит реальное мирное урегулирование, скорее еще более осложнит ситуацию за счет конфронтации между соперничающими группировками, заявляющими о своей пророссийской ориентации. Но нынешний вакуум власти в Чечне - это не только новое препятствие на пути к миру. При проведении четкой и выверенной политики - это уникальная возможность для руководства России начать политическое урегулирование заново, избегая того тупика, в который чеченское общество было загнано фактически насильственным установлением режима личной власти покойного Ахмата Кадырова. Мы считаем, что настало время для альтернативного сценария урегулирования в Чечне. Мирное урегулирование должно исходить из прекращения боевых действий и гражданского примирения в Чечне, как из абсолютных приоритетов, и быть основано на далеко идущих компромиссах и категорическом отказе от "юридического фундаментализма". Под всеми кровавыми счетами должна быть подведена черта. Любые попытки словчить и оставить свободу рук для мести обернется крахом мира. Поэтому суть предлагаемого нами варианта мирного процесса может быть выражена "двуединой" формулой: мир в обмен на милосердие и разоружение боевиков - в обмен на интеграцию в общественно-политический процесс.
Очень важно восстановить естественную политико-правовую последовательность восстановления легитимной системы власти в Чечне, а именно:
- на первом этапе - провести свободные выборы в органы местного самоуправления и в Учредительный парламент (который определит форму государственного устройства Чечни, в т.ч. определит: будет ли глава республики избираться всенародно или утверждаться парламентом (этот вариант кажется нам более привлекательным, как дающий возможность для компромиссов), а также установит принцип отношения с российской федеральной властью);
- на втором этапе - окончательно сформировать систему власти Чеченской Республики, включая избрание (назначение) Президента.
Главными моментами мирного политического процесса в Чечне должны стать:
1. Соглашение о взаимном прекращении боевых действий между частями федеральных сил и формированиями, подчиняющимися избранному в 1997 году Президентом Чеченской Республики Ичкерия Аслану Масхадову. Такое соглашение должно включать пункты:
а) о многосторонних комитетах по обеспечению условий перемирия и сдачи оружия формированиями сепаратистов;
б) о размещении на территории Чечни корпуса международных наблюдателей, в том числе, представляющих СНГ, ООН, ОБСЕ и Исламскую Конференцию.
2. Положение о восстановлении демократической системы власти Чечни, устанавливающее, что свободно избранный Учредительный парламент вправе решить судьбу Конституции Чеченской Республики, а также определяющее принцип формирования и полномочия Временной Объединенной Администрации Чечни.
3. Постановление Госдумы РФ о полной и всеобщей амнистии за все преступления и нарушения закона, совершенные в связи с вооруженным конфликтом в Чечне (исключая наиболее тяжкие военные преступления). Применение такой амнистия (по аналогии с амнистией, объявленной Госдумой РФ в феврале 1994 года для участников событий августа 1991 года (ГКЧП) и событий сентября-октября 1993 года), должно носить универсальный и автоматический характер.
4. Гарантии правовой и социальной реабилитации для сложивших оружие участников формирований сепаратистов и гарантии их политической интеграции в демократические процессы, включая возможности уведомительной регистрации СМИ и общественно-политических организаций для свободного участия в выборах: как в местные органы власти и Учредительный парламент Чеченской Республики, так и на пост Президента Чеченской Республики. Любой деятель из числа сепаратистов должен получить право свободно баллотироваться на пост депутата, мэра, президента и т.д. Для созданных сепаратистами общественно-политических сил и СМИ обеспечивается необходимая свобода агитации, в том числе, и агитации за создание независимого государства в Чечне или усиление роли религии в общественной жизни Чечни. "Антисепаратистские" и "антиэкстремистские" нормы российского законодательства приостанавливаются в этой части на территории Чечни особым законодательным актом. При этом запреты на призывы к насилию и дискриминации должны, безусловно, оставаться в силе.
Старт мирного процесса эффективней всего может быть обеспечен Мирной конференцией, проводимой под патронажем международных организаций. Участниками такой Конференции должны быть равноправные делегации от обоих противостоящих сторон: федеральных властей и сепаратистов, подчиняющихся Масхадову. Местом проведения Мирной конференции целесообразно избрать государство Западной Европы, имеющее опыт таких конференций. Разумеется, необходимо обеспечить Аслану Масхадову возможность либо лично пребыть на конференцию, либо направить на нее своих полномочных представителей. Для этого гарантии безопасности должны быть подтвержденными влиятельными международными организациями.
Борис Надеждин,
общественный деятель;
Лев Пономарев,
исполнительный директор Общероссийского движения "За права человека";
Юлий Рыбаков, правозащитник;
Юрий Самодуров,
директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова;
Александр Ткаченко,
поэт;
Руслан Бадалов,
председатель "Чеченского комитета национального спасения";
проф. Игорь Яковенко,
историк;
Дмитрий Бродский,
группа "Обратная связь"
Глеб Якунин,
Комитет защиты свободы совести
31 мая 2004 г.