Председатель правозащитного центра «Мемориал» Сергей Ковалев заявил Агентству национальных новостей, что в борьбе с терроризмом остается уповать лишь на мусульманских авторитетов.
Выступление известного правозащитника, председателя правозащитного центра «Мемориал» Сергея Ковалева стало самым ярким событием конференции «Влияние терроризма на современное общество». Ему аплодировали и участник конференции, и представители чеченской диаспоры Новгородской области, приглашенные на конференцию в качестве гостей.
После окончания конференции Сергей Ковалев согласился дать эксклюзивное интервью корреспонденту Агентства национальных новостей:
- Сергей Адамович, с одной стороны, Вы с явной симпатией относитесь к так называемому «чеченскому сопротивлению», с другой, как и все участники конференции, резко осуждаете террористические акты, совершенные чеченскими боевиками. На чьей Вы все-таки стороне?
- Действительно, в этом вопросе нужно отличать зерна от плевел. Исламский, в частности - чеченский, терроризм ныне – одно из самых опасных явлений. Что же касается самого ислама, как религии, бессмысленно спорить, насколько она агрессивна. Коран полон противоречий. Все зависит от трактовки, от толкования. Официальные исламисты, конечно же, трактуют ислам с точки зрения гуманизма и миролюбия, пытаясь убедить народ, что терроризм чужд этой религии. Но вот что мне, например, бросается в глаза.
Сейчас многие центральные телеканалы предоставляют эфир для мусульманских проповедей. Замечательно! Но какой смысл объяснять это народу, географически далекому от «горячих точек».
А вот в самой Чечне я почему-то не видел ни одного проповедника, взбирающегося в горы, к боевикам, которые бы несли благую весть им, а не бабушкам, прильнувшим к экранам телевизоров. Почему авторитетные в мусульманском мире проповедники не идут к тем, кто, по их мнению, просто заблуждается в трактовке ислама? Вопрос, конечно, риторический. Но, мне кажется, сегодня можно уповать только на тех, чей голос и чьи слова вызывают уважение в стане чеченских боевиков.
Почему их нет в горах Чечни, на пакистанских улицах, в палестинских деревнях, там, где мы видим боевые песни и пляски мусульман, радующихся удачному террористическому акту своих единоверцев. Кто из этих теоретиков сказал: «Братья мои, вы служите не аллаху, а шайтану, если вы ликуете по поводу такого страшного события!». Для этого нужно иметь мужество выйти к этой возбужденной толпе с готовностью пострадать. Без этого – не будет ничего!
- Но в нашей стране больше уповают не на силу слова, а на силу оружия?
- Репрессивные, полицейские меры в борьбе с проявлениями терроризма, увы, неизбежны.
Об этом можно сожалеть, но это – данность. Однако я уверен, что все антитеррористические операции способны только сдержать всплеск терроризма, но не в состоянии с ним покончить. Какими репрессиями вы можете испугать человека, который обвязался поясом шахида? Он ищет смерти, он ликует, предчувствуя дорогу в рай. Я убежден, что никакие полицейские мероприятия не в состоянии покончить с терроризмом.
Есть только один, чрезвычайно трудный, мужественный и очень долгий путь: подорвать идеологическую базу терроризма. Мусульмане – такие же люди, как христиане, буддисты, не лучше и не хуже. И логика отвержения методов террора – просто по нравственной природе этих методов, доступна и мусульманам.
Важно только, чтобы в среде мусульман нашлись истинные авторитеты, которые смогли бы убедить в этом боевиков.
- Ахмада Кадырова Вы не воспринимали в качестве такого авторитета?
- Нет. Я не верю, что на него снизошло некое «озарение», и он враз переменил свои взгляды, после дружбы с боевиками согласившись сотрудничать с официальной российской властью. Зато я был достаточно хорошо знаком с его предшественником - Асланом Масхадовым. И именно в нем видел человека, с которым можно вести здравый переговорный процесс.
К сожалению, у российских властей диалог с ним не получился. Масхадова я воспринимаю как в высшей степени трагическую фигуру. Его уничтожили именно потому, что он был готов к переговорам. Советский артиллерийский полковник – какое он имел представление о государственных делах? Он был неглупый человек, но девственно не грамотный во всем, что касалось правовых, политических решений. Уничтожив Масхадова, кремлевская власть упустила свой шанс стабилизировать обстановку в Чечне.
Заметьте, что главным атакам российской так называемой антитеррористической пропаганды становились именно такие люди.
- Кому это выгодно?
- Это политический курс на то, чтобы продолжить бесчинства на многострадальной территории и заменить власть с довольно большим количеством бандитов на власть, стопроцентно состоящую из бандитов, но только «прирученных».
Конечно, это лично моя точка зрения. Точка зрения правозащитника, на которого официальная власть уже навешала множество ярлыков, таких, например, как «чеченолюб», «сепаратист» и т. д. Но это только потому, что с разоблачениями федеральной власти мне приходится выступать гораздо чаще, чем с разоблачениями бандитских формирований, которые, безусловно, есть в Чечне.
Когда проявляет жестокость и нарушает закон государство, это в тысячу крат более опасно, чем когда то же самое делают бандиты. Что же касается, будем говорить так, «чеченского сопротивления», когда-то, в первую войну основную его силу составляли сепаратисты, и основной идеей был сепаратизм, к которому лично я отношусь резко отрицательно. Но чеченский сепаратизм – особая статья. И вот почему. Это Москва сделала так, что сегодняшний молоджой чеченец уже не видит себя в составе России.
Даже если он не готов помогать оставшимся сепаратистам в их борьбе, - он не готов потому, что не верит в саму возможность отдельного существования, а вовсе не потому, что заинтересован в России как в родине. Увы, эта самая родина показала ему, почем фунт лиха. Мне сейчас 76 лет. Но вот я думаю: будь мне 40, и будь я чеченцем, где б я сегодня был? Скорее всего, в горах и с автоматом. Молодой человек, физически крепкий не может равнодушно смотреть на то, что творится с его народом, с его домом, каким бы он ни был космополитом. Это уже вызов мужскому достоинству.
- Сергей Адамович, Ваш прогноз на ближайшее будущее?
- Если говорить о чеченской проблеме как таковой, то сегодня я вообще не вижу никакого выхода, потому что партизанскую войну, которая сейчас идет в Чечне, выиграть невозможно: ни партизанам, ни власти. Был только один человек, который умел выигрывать партизанские войны – Сталин. Он поступал очень просто: вводил в некий район войска, подгонял теплушки на ближайшие железнодорожные пути, грузил туда все население, включая стариков и детей, и вез под конвоем на восток, по дороге сбрасывая трупы.
Сделать такое сегодня не позволит мировая общественность, да и сегодняшние российские власти к этому не готовы. Отсюда вывод: эта война будет длиться еще долгие годы вопреки заявлениям политиков. И террористические акты будут множиться, и антитеррористические операции.
И хуже всего то, что Кремль фактически с этим согласился.
Геннадий Александров