Ирина Вологина
Прошло три года со дня гибели Аслана Масхадова, человека избранного президентом ЧРИ подавляющим большинством граждан в 1997.
Что это значит для России?
Три года назад Аслан Масхадов объявил одностороннее перемирие и предложил России начать мирные переговоры. На тот момент Аслану Масхадову подчинялись все вооруженные формирования не только на территории Чечни, но и на всей территории Северного Кавказа. Об этом он сказал в интервью радио "Свобода". Лучшим доказательством правдивости его слов служило само перемирие, которое продолжалось до его гибели - более месяца.
Эти его слова, сказанные, как всегда спокойно, будут звучать еще неделю, открывая новостные блоки. Будут звучать, когда Аслана Масхадова уже не будет в живых.
Россия имела реальный шанс остановить вторую чеченскую войну, Россия имела шанс предотвратить разрастание чеченской войны в Кавказскую.
Россия этим шансом не воспользовалось.
Аслан Масхадов был убит, подло и цинично, людьми, не имеющими понятия ни о чести, ни о совести, ни о здравом смысле. Логически объяснить это убийство нельзя, особенно теперь по прошествии трех лет, когда каждый день мы читаем сводки из Ингушетии, Дагестана, а теперь уже и из Кабардино-Балкарии.
За то нам каждый день говорят о том, что спокойно в Чечне. Но какой ценой? А главное - почему мало кто задается этими вопросам?
Сейчас очень важно понять, что тогда речь шла как о решении чеченской, так и возможно и о решении северокавказской проблемы. О медленном, постепенном, но мирном решении.
Поэтому в Толстом - Юрте (Дойкур - Эвл) убили не просто честного, порядочного и мужественного человека, но и лидера способного много сделать именно для мирного решения проблем как Чечни, так и Северного Кавказа. А мирные переговоры он умел вести. Именно с ним их вели во время первой чеченской войны, именно он выступал с мирными инициативами во время второй войны.
Сейчас много спекуляций на тему, что Масхадову никто не подчинялся. Это опровергает тот же период перемирия, как было сказано выше.
Но вот аргумент - с ним никто не собирался говорить, -действительно серьезный. Почему? Ведь в мире накоплен серьезный опыт решения различных конфликтов? Но, похоже, горькая правда заключается в том, что мою Родину, Россию, это опыт в значительной мере прошел стороной. План Ахтисаари, план Митчелла, план Росса. Россия все время принимает участие в каких-то контактных группах, является участником мирных процессов, но где предложения собственно российской стороны, серьезные предложения? Такое впечатление, что наши представители значительную часть времени просто протирают штаны во всех этих группах, во всяком случае последние 17 лет. Недавний случай Косово - Россия грудью стала за сербов, раскритиковала план Ахтисаари. А что Россия предложила взамен? Бесконечные переговоры и заморозить проблему. Т.е ничего, фактически ничего. А какие серьезные предложения Россия выдвигала в последние 10 лет как участницы ближневосточного квартета?
Надо признать наша российская власть просто не умеет решать такие проблемы, что еще хуже - похоже не хочет и учиться.
Поэтому они не могли понять Масхадова, когда он говорил о "взаимных гарантиях безопасности Чечни и России", о "соблюдении интересов Чечни и России на Северном Кавказе", о "незаинтересованности России в присутствии третьих стран". Масхадов говорил просто, доступно и ясно в своих интервью. Но вероятно, это в принципе слишком сложно для людей, мыслящих в категориях 1947 г, в категориях спецопераций, в понятиях "победитель-побежденный" и не знающих по сути, что такое взаимовыгодный компромисс, а переговоры представляющих лишь как решение вопроса о капитуляции одной из сторон.
В принципе и сейчас проблема Северного Кавказа имеет решение, но сейчас ее решать в разы трудней в условиях сформировавшегося исламского подполья и при отсутствии лидеров уровня Масхадова. Да и в России за эти годы не появились политики, способные решать проблемы такого уровня.
Убийство Аслана Масхадова оставило ощущение чудовищной несправедливости. И это было так нелогично, что казалось, что все произошло случайно. Собственно российские власти, первоначально, озвучив взаимоисключающие, друг друга версии, потом стали придерживаться как раз версии, что именно Масхадова они убивать и не собирались. Верится с трудом. Но объяснить кадры, многократно прокрученные по ТV, где издевались над уже мертвым человеком, за это никто не посчитал нужным извинится, объяснить то, что тело Аслана Масхадова так и не отдали его родным для погребения можно только - нашей российской бездуховностью, и отсутствие понятия о чести, ведь с мертвыми не воюют.
Масхадов в истории.
Сейчас через три года после гибели Аслана Масхадова, наверное, трудно достаточно объективно оценить его роль в истории. Прошло слишком мало времени. Этих оценок практически и нет, а если и есть, то они носят скорей эмоциональный характер и
их мало. И причина здесь, наверное, в том, что он принадлежал к типу лидеров, которых оценят скорей потомки, чем современники. Есть лидеры, которые ловят настроение определенной части общества и делают то, что от них ждут - плохое или хорошее. Они с народом, но не впереди, а идти за ними часто гибельно. Масхадов к ним не принадлежал.
Масхадов был с народом, но и впереди, и за ним нужно и можно было идти.
Сейчас очень часто встречается расхожей штамп : "он был, хороший человек, талантливый военный, но слабый политик и слабый президент". И вот со второй частью предложения мне согласится трудно.
Масхадов был сильный человек и, как все действительно сильные люди, он был терпимым к другим. Это позволило ему стать сильным политиком и президентом, не допустившим гражданскую войну среди народа при крайне неблагоприятных внешних и внутренних факторах и при этом не применившим военную силу. И на такое, способен только сильный политик. Теперь задним числом можно услышать: надо было "разобраться" с полевыми командирами, надо было прижать того или этого. Поступи он так и это был бы не Масхадов, а заурядный диктатор, каких полно в истории. Да и в Чечне нашелся такой же через некоторое время.
Масхадов же показал другое, что в тяжелейшее время, можно не стать диктатором, что намного проще, а можно быть президентом, что несравнимо трудней. Быть первым среди равных и именно так понимать свое президентство, что как раз и соответствует традициям вайнахов.
Будучи сторонником решения вопросов мирным путем, он и во внутренних делах придерживался четко этого курса. И то, что иногда ложно принимали за колебания, было на самом деле четкая линия на недопущение гражданской войны и недопущение по возможности без применения силы. Он ценил человеческую жизнь и поэтому, имея моральную поддержку народа, заручившись военной силой, не шел воевать с оппозицией, а предлагал ей еще раз постараться решить вопросы мирным путем, не боясь при этом, что его обвинят в нерешительности.
Он был трезвый и прагматичный политик и, хотя ЧРИ не признало ни одно государство в мире, тем не менее, с Масхадовым считались в Москве и его принимали за границей. Пока он был жив, война в Чечне обсуждалась на международном уровне. Пусть и без успеха, но обсуждалась.
Помнится, был канал Удугова "Кавказ", посетители которого выливали на Масхадова ушаты грязи в эфире. Многие задавали вопрос, почему он это терпит, почему не закроет?
Вероятно потому, что был выше этой ругани, не обращал внимания, вероятно потому, что было много действительно серьезных дел, - в отличие от оппозиционеров, занимающихся исключительно деструктивной деятельностью. Потому что он занимался экономикой, и ЧРИ смогла просуществовать два года в условия фактической экономической блокады. Он обсуждал с Примаковым будущее Чечни - независимость в условиях единого экономического и военного пространства с Россией - это было долгосрочное решение, но ему не суждено было осуществиться, и вместо этого мы имеем субъект федерации с тоталитарной формой правления.
В конце хотелось бы сказать, что и во время войны и во время мира политика Масхадова была по настоящему исламской и по настоящему европейской. Он придерживался женевский конвенций, придерживался прямо противоположной точки зрения чем Шамиль Басаев, который считал, что раз одна сторона нарушает правила, то и другая имеет на это право. Правила ведения войны, о которых впервые сказал пророк Мухаммед (САС) были праобразом европейских конвенций XX в. И Масхадов строго придерживался их, как бы это не было трудно. И так в остальном. Он был мусульманин и европеец. И по сути одно не противоречит другому, но фанатизм противоречит и тому и другому, и фанатиком Масхадов и никогда не был.Он был политиком золотой середины, политиком, примиряющим крайности. И это очень важно, что у чеченцев был такой лидер, очень важно для будущего.
Масхадов не боялся признавать свои ошибки и часто их признавал, но вот проходят годы и все как-то меньше видится его ошибок.
Больше об Аслане Масхадове, обстоятельствах его гибели, позиции Антивоенного Клуба и памятных акциях: /Antivoennoe-Dvizhenie/Antivoennyi-Klub/21045.html