ВойнеНет.ру - Информационный сервер антивоенного движения.
Антивоенное движение
Мы приглашаем всех вас принять посильное личное участие в антивоенном движении. Более того, ваша помощь жизненно нам необходима. С нами – известнейшие писатели, ученые, артисты, наши навыки, умения и желание работать во имя мира. Мы делаем много, но для того, чтобы остановить войну, наших сил пока не хватило. Быть может, именно ваш голос станет решающим в нашем антивоенном протесте.
Имя лауреата Нобелевской премии мира-2006 будет завтра объявлено в Осло. Специальный комитет, присуждающий премию, не раскрывает имена претендентов, но известно, что в этом году в списках значится 191 человек и одним из фаворитов стала российская гражданка Лидия Юсупова. Интернет-букмекер Centrebet, первым начавший два года назад принимать ставки "на Нобеля", включил ее в четверку основных претендентов. Юсупова – грозненский адвокат, глава чеченского отделения фонда "Мемориал", активно участвовавшая в поиске "пропавших" в Чечне людей – именно благодаря ей получила огласку история с пропажей в декабре 2004 года восьми членов семьи Аслана Масхадова. В 2004 году Лидия Юсупова получила в Женеве международную премию Мартина Энналса, в 2005-м – премию Норвежского фонда борьбы за права человека, но в России она очень мало известна.
До сих пор лауреатами Нобелевской премии мира наши сограждане становились лишь дважды – Андрей Сахаров в 1975 году за борьбу за права человека в СССР и Михаил Горбачев в 1990 году за окончание холодной войны. В целом есть несколько "типов" лауреатов Нобелевской премии мира. Например, ее получают миротворцы в классическом понимании слова – политики, сумевшие положить конец затяжному конфликту. Ясир Арафат, Шимон Перес и Ицхак Рабин получили премию в 1994 году за соглашение в Осло; Анвар Садат и Менахем Бегин в 1978 году – за мирный договор между Израилем и Египтом; Генри Киссинджер и генерал Ле Дюк То в 1973 году – за урегулирование американо-вьетнамских отношений. Такие награждения часто выглядят спорными: то мирное соглашение окажется недолговечным, то лауреаты скомпрометированы своими предыдущими и последующими действиями (например, Ясир Арафат). Второй тип лауреатов – ведущие мировые политики, получающие премию за достижения глобального масштаба. В прошлом году ее получил глава МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи, в 2002 году – Джимми Картер за многолетние миротворческие усилия, за год до того – ООН и Кофи Аннан. В 1979 году премию получила мать Тереза за организованную ею кампанию по борьбе с глобальной бедностью, в 1953 году – генерал и бывший госсекретарь США Джордж Маршалл за "план Маршалла". Действия этих политиков затрагивают основы мирового порядка, а потому неудивительно, что представляют они обычно ведущие державы и крупные международные организации. К этой категории относится и автор "перестройки" и "нового мышления" Михаил Горбачев. Третий тип лауреатов – правозащитники, борцы с диктатурами и притеснениями прав граждан в странах третьего мира. Именно такую – правозащитную – премию получил некогда советский диссидент Андрей Сахаров. В 2004 году премию получила Вангари Матаи, боровшаяся в Кении в годы диктатуры Даниэля Арапа Мои за демократию и права человека. В 2003 году лауреатом стала правозащитница из Ирана Ширин Эбади. В 1991 году – Аун Сан Су Чжи, лидер движения ненасильственного сопротивления в Мьянме. В списке кандидатов этого года – Ребийа Кадиир, борец за права мусульман-уйгуров в Китае, белорусский диссидент Алесь Беляцкий и Лидия Юсупова. Конечно, по своему влиянию на мировую политику Джордж Маршалл и Ширин Эбади столь же несопоставимы, как несопоставима по своей роли в чеченском конфликте Лидия Юсупова с Владимиром Путиным и Рамзаном Кадыровым. Ни Ширин Эбади, ни Ребийа Кадиир, ни Алесь Беляцкий не занимают никаких постов. Более того, они даже не пользуются широкой известностью и поддержкой в собственной стране. Нобелевская премия в таких случаях подчеркивает, что мировое сообщество хотя и не может ничего изменить, помнит о положении дел в этих странах, осуждает правящие там режимы и морально поддерживает тех, кто символизирует сопротивление им.
Присуждение премии Лидии Юсуповой и даже ее попадание в шорт-лист – еще один знак изменений во взгляде на Россию в мире. Кончился тот этап, когда Россия "поставляла" лауреатов второго типа (как Михаил Горбачев), и вновь вернулся тот, когда претенденты от России относятся к типу третьему (как академик Сахаров). Кстати, такой взгляд на положение дел имеет не только Нобелевский комитет, но и президент России Владимир Путин. Говоря об убийстве Анны Политковской, он заметил, что "ее политическое влияние было незначительно внутри страны, она была более заметна в правозащитных кругах и в кругах массмедиа на Западе", а потому для "действующих властей" ее смерть нанесла больший ущерб, чем ее публикации. Президент точно описал ситуацию: в России нет правительства и оппозиции, а есть власть и диссиденты, более известные за пределами страны, чем в ней самой. Такая ситуация характерна для большинства несвободных стран.