ВойнеНет.ру - Информационный сервер антивоенного движения.
Антивоенное движение
Мы приглашаем всех вас принять посильное личное участие в антивоенном движении. Более того, ваша помощь жизненно нам необходима. С нами – известнейшие писатели, ученые, артисты, наши навыки, умения и желание работать во имя мира. Мы делаем много, но для того, чтобы остановить войну, наших сил пока не хватило. Быть может, именно ваш голос станет решающим в нашем антивоенном протесте.
Делегация российского Союза комитетов солдатских матерей (СКСМ) смогла сделать то, что уже много лет не удается Генпрокуратуре России, -- встретиться и поговорить с масхадовским представителем в Европе Ахмедом Закаевым. Переговоры прошли в Лондоне, в здании, принадлежащем Европарламенту, и заняли два дня: сначала г-н Закаев представил солдатским матерям предложения своей стороны по урегулированию ситуации в Чечне, а потом был подписан совместный меморандум под названием «Путь к миру в Чечне». Документ прочли и подписали присутствовавшие депутаты Европарламента во главе с баронессой Сарой Людфорд. Глава «материнской» делегации, ответственный секретарь СКСМ Валентина Мельникова предположила в беседе с корреспондентом «Времени новостей», что европарламентарии участвовали во встрече не как частные лица, а именно как представители высокой международной инстанции.
Г-жа Мельникова считает уникальным сам формат встречи. Общественная организация, представляющая интересы потерпевшей стороны, впервые в истории вступила в переговоры с воюющей стороной. В том, что Закаев представляет именно воюющую сторону, она не сомневается: «Ахмед Закаев заявил, что представляет ответственное командование чеченской стороны, и никто этого не опроверг». По мнению Валентины Мельниковой, трагедия в Беслане не означает, что «по ту сторону линии фронта» нет единого координационного центра, а есть только никем не управляемые террористы, не останавливающиеся ни перед какими жертвами. «Не стоит смешивать боевые действия и террор», -- полагает г-жа Мельникова.
Ахмед Закаев предложил для обсуждения программу действий из пяти пунктов: прекращение огня и борьба с террором, демилитаризация, переходный период, выборы, экономическая реконструкция. Но в итоговый меморандум эта программа не вошла -- в противном случае, как пояснила г-жа Мельникова, он содержал бы лишь точку зрения чеченской стороны и не мог быть завизирован европарламентариями. В меморандуме сказано лишь, что «чеченский конфликт не имеет силового решения», а «настоящей общей победой может быть только мир». «Матери» не считают меморандум пустой декларацией: «Сами по себе мы не можем принудить российские и чеченские власти к миру. В этом смысле чуда, конечно, не произошло, -- говорит Валентина Мельникова. -- Но нашей главной целью остается поддержание постоянного внимания к тому, что происходит в Чечне. Мы подсчитали: уже 20 призывов в России прошли в условиях фактически военного времени. Это необходимо прекратить».
В «официальном» проекте урегулирования в Чечне тоже есть пункты о борьбе с терроризмом, демилитаризации (постепенный вывод избыточных войск), выборах (состоявшиеся выборы президента Чечни и намеченные на этот год выборы парламента) и экономической реконструкции. Переговорщики, кстати, надеются, что выборы парламента увеличат шансы на мир. Но в целом проект федеральной власти их явно не устраивает. Поскольку, по их мнению, он неэффективен в главном -- в прекращении войны.
В пятницу это нечаянно признала действующая в Чечне официальная власть. Глава Госсовета республики Таус Джабраилов весьма скептически высказался о переговорах между «Матерями» и Ахмедом Закаевым, поскольку они не имеют смысла, а Масхадов никем не командует. «Там все заказывает Басаев и арабские наемники, -- полагает г-н Джабраилов. -- Всего боевиков осталось около 1500 человек. Наемников примерно 300--400 человек, еще столько же подчиняется Басаеву. Остальными командуют другие полевые командиры. Есть такие командиры, у которых два-три человека. А у Масхадова осталась только его личная охрана и еще несколько человек». Но сам же глава Госсовета предположил, что 1500 человек -- это «штатный состав боевиков», который финансируется и пополняется по мерее убыли. Как бы ни распределялась власть внутри этого «штата», сама его многолетняя неизменная стабильность как минимум ставит под сомнение успехи затянувшейся контртеррористической операции.
Пока Валентина Мельникова собирается довести итоги встречи до сведения всех заинтересованных сторон. В частности, официального Грозного, а также президента России и Министерства иностранных дел. Последнее, по сути, признало миссию СКСМ, предложив «матерям» накануне их отъезда изложить «той стороне» российскую точку зрения на недопустимость терактов. Кроме того, в составе «материнской» делегации в Лондоне побывали представители общественного совета по правам человека при президенте России.