ВойнеНет.ру - Информационный сервер антивоенного движения.
STOP ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЕ !
Антивоенное движение

Мы приглашаем всех вас принять посильное личное участие в антивоенном движении. Более того, ваша помощь жизненно нам необходима. С нами – известнейшие писатели, ученые, артисты, наши навыки, умения и желание работать во имя мира. Мы делаем много, но для того, чтобы остановить войну, наших сил пока не хватило. Быть может, именно ваш голос станет решающим в нашем антивоенном протесте.

Перейти на сайт Политзеки.ru
Навигация
voinenet-inform
Новости
Война
Преступления на войне
Антивоенное движение
Мнения и оценки
Ссылки
Поиск по сайту
10ка сообщений с форума

Об авторе:

Александр Стариков, сторонник антивоенного движения, участник форума ВойнеНет.Ру. Политические убеждения – христианско-демократические.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Великий русский поэт Михаил Лермонтов написал эти строки более 160 лет назад, но и сегодня они звучат не менее волнующе, чем во времена, когда они были написаны. В них слышится невыразимая любовь к Родине, горечь и боль за ее судьбу, за её тяжкий удел. Евтушенко как-то сказал – «поэт в России больше чем поэт». А я скажу по-другому; либерал в России больше чем либерал. И это вовсе не будет преувеличением или набором громких слов. Это объективная реальность, обусловленная сложившимися в России на протяжении веков общественно-политическими условиями.

В самом деле, если где-нибудь в Западной Европе наличие у человека либеральных убеждений является чем-то естественным и само собой разумеющимся, то в России, с ее азиатской ментальностью носители подобных взглядов представляют собой, по сути, уникальную касту людей, своего рода «не от мира сего». Видеть их в России столь же необычно, как видеть ростки зеленой травы посреди автотрассы. Власти, видя эти ростки, с раздражением приказывают закатывать их асфальтом, и трудолюбивые батраки усердно выполняют распоряжение. Но ростки эти, сколько бы их ни сбивали лопатами и ни закатывали тяжелыми катками, продолжают упорно пробиваться сквозь асфальтную толщу, образовывая на монолитной поверхности авторитаризма дыры и трещины. Именно этим русский либерализм отличается от либерализма западного. В отличие от Западной Европы, в России сторонники просвещенных ценностей существуют словно полярники на крайнем Севере, только вьюга и стужа здесь заменяется непониманием и глухой неприязнью со стороны социума. Население, духовно огрубевшее вследствие веков эксплуатации, с трудом воспринимает доктрину гражданской свободы, равно как и ее проповедников. Живя в нужде и обильно пропитываясь псевдо-государственнической пропагандой, заменяющей достойную жизнь, люди сужают свое мировосприятие до уровня житейских надобностей, возводя их в абсолют и делая их приоритетом, от которого зависит и политическое мировоззрение. Именно таким населением легче всего управлять и манипулировать, возможность чего и не упускают любители «порулить» одной шестой частью. И в этом суровом мире ведут свою нелегкую борьбу современные российские просветители.

Необходимость постоянно плыть против течения и состояние перманентной борьбы с окружающей косностью и консерватизмом – это то обстоятельство, которое ставит российского либерала выше либерала западного. Выше во всех смыслах. Согласитесь, что для того, чтобы быть антифашистом в нацистской Германии, надо было иметь гораздо больше гражданского мужества, чем антифашисту в Америке. Так и либерал в России, пребывая в состоянии борьбы с окружающим мэйнстримом, морально поднимается до высот, до которых западные коллеги, как правило, не дотягивают. Нет, я не хочу сказать, что западные либералы ничего не стоят. Разумеется, среди них имеется масса достойнейших представителей. Но у них совершенно иные условия существования, иные условия для деятельности и иное направление. Западные либералы, не имея забот внутри, ведут экспансию за пределы своих государств. Они направляют свои миссионерские усилия наружу, в другие страны, более несвободные и отсталые в плане демократии. Русские же либералы ведут борьбу за демократию в своей стране, прежде всего. Они делают весьма трудное, но великое и благородное дело - подтачивают тоталитарные традиции в России, подобно тому, как сообщники приговоренного к смерти узника терпеливо подпиливают столбы эшафота. Иначе говоря, делают то, что Владимир Путин, повторяя примитивные штампы, любит называть «попытками извне влиять на государственную власть». Разумеется, зажатому авторитарными комплексами Путину не понять такие вещи. Ему, должно быть, когда-то приснился сон, в котором привиделось, будто либералы лишают его президентского кресла. И он, подобно Ироду, в одночасье возненавидевшему всех младенцев из страха перед будущим иудейским царем, воспылал стойкой неприязнью ко всем представителям либерального лагеря. Движимый этими чувствами, он воспринимает российских либералов как агентов некоего «западного влияния» и не устает на это намекать при любом удобном случае. Ему и невдомек, что нет никакого враждебного влияния и нет никаких агентов. Есть идея свободы, ростки которой, как уже было сказано выше, несмотря ни на что, пробивают твердую, словно гранит поверхность и устремляются к солнцу.

Тем не менее, ряд приближенных к Кремлю политологов считают Путина первым либералом страны, да и сам российский президент не только считает себя таковым, но даже зачастую читает западным политикам нравоучения на тему того, что такое демократия и как ее следует понимать. Правда, получается это у него нескладно и неубедительно. Особенно с учетом того обстоятельства, что после этих лекций В.Путин едет брататься с несгибаемыми азиатскими вождями, правящими своими вотчинами в лучших традициях кондового авторитаризма, и, по слухам, получается это у кремлевского хозяина весьма успешно. Более того, злые языки утверждают, что Путин покровительствует самому Р.Кадырову, чеченскому наместнику, умело соединившему восточные жестокие нравы с изощренной брутальностью российской карательной системы, и ставшему, таким образом, символом жестокости и деспотии наряду с другими тиранами последнего времени. И хотя один из идеологов либерального движения Гарри Каспаров презрительно назвал российского Чеченбаши всего лишь обычным бандитом, оставим это на совести Каспарова. В любом случае, кем бы не являлся Р.Кадыров – тираном или бандитом, имидж Путина как либерального политика ни то, ни другое реабилитировать не может. И если это так (а оно, несомненно, так и есть), то тему «либеральности» Владимира Путина можно считать закрытой и переходить к другим вопросам.

Говоря о российском либерализме, нельзя не вспомнить того герозма и стойкости, с которыми истинные русские просветители идут по пути правды и справедливости. Начиная с декабристов, в России всё время появлялись и появляются люди, сумевшие сделать отличную карьеру, но жертвующие всем ради истины и любви к Родине: Александр Литвиненко, вынужденный покинуть страну и отравленный в Лондоне с коварством, достойным Медичи или Макиавелли, Анна Политковская, убитая в Москве рукой циничного бандита, Михаил Трепашкин, томящийся в застенках по сфабрикованному обвинению…

Первый был отравлен за то, что разоблачил секреты высокопоставленных негодяев, не имеющих в душе ничего, кроме алчности и неуёмного честолюбия. Вторая была убита за самоотверженную борьбу со всевозможными оборотнями, будь то в погонах, с бородами или еще с чем-нибудь. Третий сидит в тюрьме за то, что не пожелал продать свою совесть и решил остаться порядочным человеком. Но Литвиненко и Политковская не просто стали жертвами бандитов и оборотней. Они погибли, потому что были настоящими русскими либералами, не только ставшими свободными лично, но и желавшими сделать свободными других. И именно за это их убили. Трепашкин же, хоть и находится в заключении, но многократно свободнее тех, кто обрек его на неволю. Ибо он и в тюрьме свободен духом, а его гонители вынуждены пресмыкаться перед своими хозяевами. Литвиненко, Политковская, Трепашкин, все они и многие другие, кто погиб или пострадал за свободу, все они, повторяю, являются образцом гражданского мужества и чести – ориентиром, на который может равняться всякий наделенный совестью человек в России. И величие этих людей лишний раз опровергает жалкую в своей убогости риторику облеченных властью моральных карликов об «иностранном влиянии» и прочую ахинею, порожденную манией преследования и комплексами неполноценности. Упомянув про это, столь недостойное поведение государственных мужей, я даже не хочу говорить о подпевающем ему гуле, исходящем из кучи так называемых «патриотических» организаций, исповедующих концепцию великодержавного шовинизма и с пафосом называющих себя «оппозиционными режиму», но на самом деле занимающихся подбиранием объедков с престольного стола. Много чести было бы для этой крикливой мелюзги. Поэтому, с позволения читателя, я всё-таки вернусь от грустного к приятному.

Итак, что же мы можем еще сказать о поистине феерическом явлении под названием русский либерализм? Какими словами можно наиболее адекватно выразить характерные его особенности? Рискну воспользоваться иносказательным языком литераторов, дабы прояснить то, что, возможно, читатель еще не до конца понял из всего сказанного.

Говоря языком аллегорий, давайте представим себе дерзких и свободолюбивых жеребцов среди содержащихся в загоне лошадей, которые, не желая стоять смирно как все, осмеливаются выпрыгивать за привычные рамки огороженной площадки. Выполняя подобные отчаянные маневры, они встречают недовольство и осуждение со стороны остальных товарищей, оставшихся стоять в загоне. Те, стоя на месте и уныло жуя скудную пайку сена, с завистью наблюдают за вырвавшимися из стойла и бегающими по зеленым лугам собратьями. Последние же, в упоении несясь навстречу ветру, призывают других последовать их примеру. Бросьте, кричат они выглядывающим из-за решетки сородичам, жевать ваше прелое сено. Бросьте топтаться в тесном и вонючем загоне, словно бестолковые свиньи. Перепрыгивайте к нам и гуляйте на свободе. Ешьте молодую зеленую траву и пейте свежей воды из родника. Не бойтесь потерять место в стойле и не дорожите вашими клетками, ибо свобода во сто крат слаще.

Но несчастные, слабые духом лошадки, воспитанные строгими конюхами, не решаются на побег и даже не допускают мысли, что за оградой может быть лучше, чем в стойле. Еще бы. Ведь конюхи воспитывали по одной и той же методике не только их, но и их родителей, предков и родителей предков. Не так то легко изжить привычку безропотного послушания, переросшую чуть ли не в инстинкт.

Примерно так можно охарактеризовать взаимоотношения между носителями либеральных идей и так называемой «основной массой» в России. И хотя над русскими либералами довлеет опасность навсегда остаться всего лишь передовой кастой, «страшно далёкой от народа» в представлении критиков, но ближе всех к нему в реальности, я хочу к ней принадлежать.

Этот материал можно обсудить в форуме здесь


Войти, используя сторонний сервис

Поместить ссылку в

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Оставить отзыв

*Имя:
Email:
*Текст сообщения:
*Введите символы,
изображенные на картинке:
*Поля, отмеченные звездочкой, обязательны к заполнению!
Оперативная информация
Мы в социальных сетях
Баннеры
Опрос
Новости СМИ2
Реклама
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений в форуме и авторских публицистических и иных материалов, и может не разделять высказываемые мнения.
Copyright © 2010 ВойнеНет.ру | Все права защищены