ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПРОТИВ ФАШИЗМА
принята участниками конференции «Фашизм – угроза будущему России»
Москва, 14 мая 2006 г.
Мы, участники антифашистской конференции в Москве 14 мая 2006 г., выражаем свою крайнюю обеспокоенность нарастающей угрозой фашизма для будущего России. Мы убеждены, что неонацизм, ксенофобия, дискриминация по этническому, расовому и другим признакам угрожают развитию страны и фундаментальным ценностям общества. Перспективы развития стабильной, процветающей, демократической России требуют, чтобы государство проявило возложенную на него ответственность и активизировало усилия по искоренению этих явлений. Однако усилиями только власти, без активных действий самих российских граждан, победить это зло невозможно. Сохранение целостности нашей страны и перспектив ее мирного развития заложено в общенародном противодействии угрозе фашизма, в совместных действиях государства и общества по отстаиванию основ конституционного строя, ценностей правового государства и демократии. Мы, граждане России – участники антифашистской конференции, осознаем этот вызов и свою ответственность и принимаем следующую Программу гражданских действий против фашизма:
Самоорганизация антифашистских сил
1. Консолидировать усилия всех обеспокоенных угрозой фашизма гражданских сил России – неправительственных организаций, политических партий, национально-культурных объединений, неформальных антифашистских групп, молодежных объединений, общественных деятелей и политиков, представителей экспертного сообщества, журналистов, деятелей науки и культуры – в борьбе с различными формами неонацизма, ксенофобии и расовой дискриминации в России как в их институциональной форме, так и в повседневной «бытовой» практике. В ближайшее время провести с различными институтами гражданского общества, включая национально-культурные объединения, активные консультации о создании широкого гражданского движения против фашизма – Антифашистского фронта. Наряду с этим начать консультации с целью создания межрегиональной Студенческой антифашистской организации.
2. Создать базу данных успешных моделей гражданского противодействия проявлениям неонацизма, ксенофобии и расовой дискриминации и способствовать их широкому распространению в практике. Формировать систему оперативного обмена информацией и методиками обучения. Организовывать межрегиональные сетевые акции с использованием успешных моделей.
3. Координировать мониторинговые исследования в целях воздействия на политику государства, законодательство, правоприменительную практику и общественное мнение, для выявления системных механизмов этнической и расовой дискриминации и приводящих к ее возникновению практик. Данные исследования должны быть сконцентрированы на таких сферах, как правоохранительная деятельность, трудовые отношения, образование, жилищная сфера, здравоохранение и социальное обеспечение, получение гражданства, статуса беженца и вынужденного переселенца.
4. Активно осуждать в публичных выступлениях и печатных материалах любые ксенофобские высказывания государственных деятелей и публичных политиков. Отказывать в сотрудничестве самим и призывать других к бойкоту политических партий, общественных объединений, конкретных политиков и общественных деятелей, журналистов, деятелей культуры, провозглашающих националистические и ксенофобские взгляды и призывы. Требовать от представителей власти ясно и предметно выражать позицию государства в отношении таких высказываний. Добиваться уголовного преследования указанных лиц и организаций в случаях, когда они явно преступают закон, но правоохранительные органы не реагируют или неадекватно реагируют на такие действия.
5. Разработать согласованные позиции институтов гражданского общества в отношении механизмов общественного контроля в области законодательных, институциональных и других практических мер, предпринимаемых органами государственной власти в сфере борьбы с национал-экстремистской деятельностью, ксенофобией и расовой дискриминацией.
6. Активно осуждать политические партии расистского или ксенофобного характера в любой форме, явной или скрытой, и отказаться получать поддержку от таких партий. Требовать от политических партий:
- подписать Хартию европейских политических партий за свободное от расизма общество и следовать ее принципам во всех партийных делах;
- не допускать, чтобы партийные кандидаты на любых выборах использовали в своей избирательной кампании лозунги с расистским или ксенофобным подтекстом.
7. Активно сотрудничать с международными антифашистскими и правозащитными организациями.
8. Приступить к выпуску Информационного бюллетеня для публикации данных мониторинга проявлений расизма и дискриминации, реакции властей, информации об антифашистской деятельности внутри страны и за рубежом и для дискуссий по всему этому кругу проблем. Создать веб-сайт Антифашистского фронта.
9. Продолжить работу оргкомитета конференции. Собрать практически предложения участников конференции и сформировать рабочие группы для обсуждения и реализации конкретных планов, основанных на данной Программе. В частности, систематизировать работу по оказанию помощи тем, кто пострадал от нападений на почве ненависти.
Законодательство и правоприменение
10. Совместно с государством выработать механизм мониторинга случаев нападений на почве расовой, этнической и иной идеологической ненависти и правоприменения по этим случаям. Мониторинг должен проводиться на основе чёткой методологии, определяющей основные критерии, конституирующие расистское нападение. Необходимо обеспечить доступность этой информации для правительственных органов, неправительственных организаций и широкой публики.
11. Совместно с государством вырабатывать поправки в законодательство, включая Уголовный кодекс РФ, и добиваться их принятия с тем, чтобы привести нормы права в более полное соответствие с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации и иными международными обязательствами России, а главное – чтобы способствовать эффективному правоприменению и уменьшить возможности для правоприменения произвольного. В частности, способствовать конкретизации определения экстремистской деятельности.
12. Способствовать широкой общественной и профессиональной дискуссии с целью преодоления расширительного и репрессивного толкования в обществе и во власти правовых норм и идей, направленных на защиту основ демократии, прав человека и меньшинств (т.н. антиэкстремистского законодательства).
13. Способствовать пересмотру российского законодательства для того, чтобы обеспечить запрет и наказуемость более широкого, чем в настоящее время, круга проявлений расовой дискриминации, в частности, ввести в законодательство определения дискриминации, сегрегации, подстрекательства к дискриминации, принуждения к дискриминации и поддержки дискриминации. Способствовать включению в законодательство прямого запрета дискриминации и сегрегации в таких областях, как жилищные отношения, сферы образования и досуга.
14. Способствовать внесению поправок в процессуальное законодательство, которые позволили бы общественным организациям подавать иски, относящиеся к дискриминации и возбуждению расовой и этнической вражды, в защиту неопределенного круга лиц.
15. Более активно использовать возможности гражданского общества для возбуждения судебных дел для защиты граждан от насилия на расовой почве и расовой дискриминации и предоставления правовой помощи жертвам.
Продолжение: часть вторая.