По меньшей мере 20 человек стали жертвами вооруженного конфликта на Северном Кавказе за неделю с 26 марта по 1 апреля 2012 года. Из них 12 человек погибли и 8 получили ранения. Таковы итоги подсчетов "Кавказского узла", основанных на собственных материалах и информации из других открытых источников.
В числе погибших пятеро сотрудников правоохранительных органов - четверо в Дагестане и один в Ингушетии. Ранения получили шесть сотрудников правоохранительных органов - пятеро в Дагестане и один в Ингушетии.
Убиты шесть предполагаемых членов НВФ - четверо в Кабардино-Балкарии и двое в Ингушетии.
Потери гражданского населения составили три человека – один погибший в Дагестане и двое раненых, один в Дагестане и один в Чечне.
Следует осознавать, что приведенная статистика не может со стопроцентной точностью отразить число жертв по каждой из выделяемых в обзоре категорий. Не все данные попадают в новостные сводки. Не всегда возможно проверить, насколько соответствуют действительности заявления правоохранительных органов.
Нападения на сотрудников правоохранительных органов
Вечером 27 марта неизвестный обстрелял сотрудника полиции в Махачкале, пострадавший с ранениями доставлен в больницу. Полицейский был обстрелян из автоматического оружия, когда садился в личную автомашину. Сотрудник полиции с огнестрельными ранениями левого бедра и левой кисти был доставлен в больницу.
В Дагестане 28 марта неизвестные обстреляли сотрудников силовых ведомств, трое силовиков получили ранения. Инцидент произошел на границе Цумадинского и Ботлихского районов республики. Неизвестные обстреляли передвижной отряд сотрудников силовых ведомств, в результате трое сотрудников получили ранения, двое из них госпитализированы. Один из пострадавших находится в тяжелом состоянии, двое других получили легкие ранения.
Сотрудник ДПС, получивший ранение при обстреле полицейских неизвестными в Махачкале 22 марта, 29 марта скончался в больнице.
31 марта в Хасавюрте на улице Грозненской неизвестные обстреляли автомобиль ВАЗ 2106, в котором ехали два сотрудника полиции. В результате один погиб, один в тяжелом состоянии доставлен в больницу. Впоследствии второй пострадавший скончался в больнице. Таким образом, в результате нападения погибли оба полицейских. Прапорщик полиции Эльбрус Ханавов погиб на месте, у него остались жена и двое детей. Прапорщик полиции Хизри Абуков скончался в больнице Хасавюрта, у него также остались жена и двое детей.
В Махачкале 30 марта на улице Заманова неизвестные обстреляли сотрудников конвойной службы. В результате были убиты сотрудник службы и проходящая мимо женщина. Еще один сотрудник и прохожий с ранениями доставлены в больницу. Обстрел конвойной службы и покушение на начальника УФСИН Дагестана Муслима Даххаева в октябре 2011 года, были совершены из одного оружия. Сотрудники правоохранительных органов подверглись обстрелу в Ботлихском районе Дагестана. Инцидент произошел 30 марта в селе Анди Ботлихского района Дагестана. Жертв и пострадавших среди силовиков нет.
Потери среди вооруженного подполья
Сотрудники правоохранительных органов 29 марта убили в Нальчике двух предполагаемых боевиков, оказавших вооруженное сопротивление. Сотрудники правоохранительных органов на улице 2-й Таманской дивизии в Нальчике попытались остановить для досмотра автомобиль "Ауди-А6" старого образца. Однако находившиеся в машине люди начали стрелять. Ответным огнем двое нападавших были убиты.
Убитые опознаны как лидер действующего на территории Баксанского района НВФ Аслан Загаштоков и член той же группировки Заурбек Загаштоков. Пострадавших среди мирного населения и потерь среди сотрудников правоохранительных органов и спецслужб нет.
По информации Национального антитеррористического комитета, убитые боевики причастны к целой серии резонансных убийств сотрудников правоохранительных органов. В машине убитых были обнаружены пистолеты, граната, два самодельных взрывных устройства и большое количество патронов.
В Нальчике на проспекте Ленина 30 марта сотрудники МВД КБР убили предполагаемого боевика. Сотрудники спецподразделения МВД в районе телевышки попытались остановить "семерку" для проверки документов, откуда по ним начали стрелять из пистолета Макарова. Водитель автомашины ВАЗ 2107 был убит ответным огнем. Никто из силовиков не пострадал.
В Назрановском районе Ингушетии в ходе спецоперации 30 марта вечером убиты два предполагаемых боевика. Рядом с так называемым Барсукинским тоннелем в Назрановском районе сотрудниками силовых структур была предпринята попытка остановить легковой автомобиль, в котором находились двое предполагаемых членов НВФ. Когда силовики попытались задержать их, пассажиры автомобиля оказали вооруженное сопротивление и в ходе перестрелки были убиты, среди сотрудников МВД потерь нет. Убитые опознаны как Астемиров и Мужухоев, которые входили в назрановскую группировку.
Спецоперации, КТО
В центре Нальчика 27 марта с утра был введен режим КТО, силовики оцепили частный дом по улице Комсомольской с целью нейтрализации засевшей в домовладении группы предполагаемых боевиков. Там, в частности, находился лидер местного вооруженного подполья Занкишиев Алим – житель селения Верхняя Жемтала Черекского района, 1982 года рождения, находившийся в федеральном розыске. В ходе спецоперации в здании произошел пожар, ставший следствием применения боевиком гранаты.
По завершении спецоперации в доме был обнаружен обгоревший труп Алима Занкишиева. Его смерть, по данным силовиков, наступила либо в результате взрыва гранаты, которую он пытался кинуть в окно, либо боевик произвел самоподрыв.
Убитый, по данным НАК, с 2011 года координировал деятельность вооруженных групп в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. По завершении спецоперации режим КТО был отменен.
Нападения на гражданские объекты
Вечером 25 марта неизвестный бросил бутылку с зажигательной смесью в окно здания налоговой инспекции в Тарумовском районе Дагестане, жертв и пострадавших нет.
Жертвы среди гражданских лиц
В горном Веденском районе Чечни 25 марта, во время сбора черемши, на взрывном устройстве неустановленного типа подорвался 40-летний мужчина, который был доставлен в районную больницу Шалинского района с ранением левой голени.
Взрывы, теракты, СВУ
Сотрудники силовых ведомств Дагестана 27 марта обнаружили и уничтожили тайник с бомбой в Хасавюртовском районе.
Реактивный снаряд неустановленного образца 29 марта взорвался на окраине высокогорного села Бейни Джейрахского района Ингушетии. Никто не пострадал.
30 марта в Назрани на улице Муталиева, недалеко от ФМС по Ингушетии, произошел мощный взрыв. Взорвался автомобиль, который принадлежал сотруднику ФСБ России по Ингушетии Руслану Яндиеву. Яндиев и его жена, которая находилась с ним в машине, были доставлены в назрановскую больницу. Яндиев скончался в больнице, не приходя в сознание, в реанимационном отделении. Состояние жены Яндиева, которая также работает в силовых структурах, после госпитализации оценивалось как удовлетворительное.
В Махачкале 30 марта возле троллейбусного кольца произошел взрыв, жертв и пострадавших нет. Взорвавшееся безоболочное устройство было заложено за забором недостроенного здания.
Мощное взрывное устройство сработало на обочине дороги в Ингушетии, когда мимо проезжала колонна полицейских автомобилей, никто не пострадал.
Задержания
В высокогорном Шатойском районе Чечни 26 марта сотрудниками правоохранительных органов задержан местный житель, который перевозил в своем автомобиле боеприпас для системы реактивного огня.
В Нальчике силовики задержали пособника убитого в ходе спецоперации лидера кабардино-балкарских боевиков Алима Занкишиева.
Житель Сунженского района Чечни, подозреваемый в оказании содействия участникам вооруженного подполья, задержан 29 марта сотрудниками правоохранительных органов республики.
Три предполагаемых участника вооруженного подполья задержаны на территории Чеченской Республики сотрудниками силовых структур. Операции по их задержанию были проведены в городе Грозном и Урус-Мартановском районе.
Исчезновения людей
Информация о задержании в пригороде Махачкалы 24 марта людей, подозреваемых в хранении оружия, не соответствует действительности, заявили 26 марта активисты Правозащитного центра "Мемориал" и общественной организации "Правозащита". Кроме того, по их данным, неизвестной остается судьба двух девушек, которые после официального освобождения так и не пришли домой.
В Дагестане родственники 31-летнего Магомеда Муртузалиева и 30-летнего Абдулы Муртузалиева не могут установить их местонахождение и опасаются, что они могли быть похищены, а их жизни и здоровью угрожает опасность. С просьбой помочь найти пропавших в правозащитный центр "Мемориал" обратилась их мать, жительница Махачкалы Зоя Абдулаева.
Жительницы города Тырныауза Розы Айшаева и Нальчика Лариса Нагоева обращаются к правозащитникам с просьбой помочь в защите прав их сыновей Мурата Айшаева и Мурата Нагоева, которые, по их утверждению, были похищены сотрудниками силовых структур. По словам женщин, молодых людей пытали, заставляя признаться в причастности к боевикам.
Кавказский узел